— ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в ВУ.
— ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
— ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
— ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
— ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
— ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
— Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
— Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
Приведу только некоторые контраргументы. По словам ректора философского факультета МГУ Миронова В.В.: «Наивным выглядит тезис о борьбе с коррупцией, не говоря уже о некрасивом и огульном обвинении руководства вузов и практически всего преподавательского состава в злоупотреблении служебным положением. Сегодня ясно, что такая борьба с коррупцией приводит лишь к появлению новых коррупционных схем и к переходу на более высокий бюрократический уровень». Об этом говорят и события последнего лета сдачи ЕГЭ: были задержаны студенты вузов, которые решали задания за школьников; использование участниками ЕГЭ мобильных телефонов; в мединституте им. Пирогова включили 626 фамилий вымышленных абитуриентов в список лиц, рекомендованных к зачислению на первый курс, утвержденный приемной комиссией и являющийся основанием для издания ректором приказа о зачислении.
Объективность тестов ЕГЭ в определении знаний учащегося тоже весьма спорный вопрос. Зачастую правильный ответ на вопрос можно подобрать методом исключения. В тестовой части С в ЕГЭ, где предполагается письменный развернутый ответ на вопросы, проблема объективной оценки заключается в следующем. Ученик может дать очень пространный ответ, высказав все свои предположения по предложенному вопросу. Однако, лишь одно-два утверждения могут оказаться верными, а всё остальное «вода». И даже в этом случае проверяющий, все равно, обязан поставить ему определенное количество баллов.
По поводу оценивания: «Система подсчитывания баллов ЕГЭ такова, что можно успешно его сдать, будучи едва ли абсолютно безграмотным. Дети, лишь вставлявшие буквы в пробелы, перестают видеть даже границы слов».
— В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
— Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования.
— Выбор одного варианта из нескольких не всегда показывает реальных знаний учащегося, так как часть ответов может быть выбрана случайно. Тестовая форма главным образом показывает качество выученного материала[источник не указан 694 дня] и плохо пригодна для оценки компетентности или способности к творческому подходу.
— В ЕГЭ по обществознанию содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
— ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
— Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
— Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
— ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
— Отмена устной части экзамена ухудшает качество подготовки к экзаменам и качество знаний абитуриентов.
«В Америке упразднили, в России ввели… Падение образования у нас началось в начале 90-ых, когда первая волна предателей отменила распределение после ВУЗов. Потом тесты и ЕГЭ, а сейчас третий, контрольный выстрел – подготовка магистров и бакалавров с мозгами покемонов. По большому счёту нам всё равно, кто ввёл новую систему образования в России – менеджеры-коекакеры или агенты иностранного влияния… Сейчас гораздо важнее этому противостоять так, как сделал французский народ в 60-ые. Да, это опасно. Джона Кеннеди убили вскоре после того, как он сказал, что Америка не должна переходить в образовании на «упрощёнку», выгодную английским, и примкнувшим к ним американским корпорациям», - заметил сатирик Задорнов.
По словам, известного политолога и публициста Сергея Кара-Мурза «вообще, наша правящая верхушка уже давно взяла на вооружение принцип не признавать своих ошибок в доктрине реформ». «Однако продолжать эксперимент с ЕГЭ также становится опасно. Введение Единого госэкзамена не только вызвало резкое неприятие со стороны большинства общества. И власти поняли, что в данном случае они зашли совсем далеко. Учитывая, что скоро выборы, они хотели бы спустить эту затею на тормозах. Судя по всему, ставится задача скорректировать образовательную реформу в части ЕГЭ, не признавая ее порочности как таковой. С другой стороны, это, конечно, лучше, чем идти напролом до полного краха. То есть хотя это и полумера, но вполне разумная. Такая ситуация несколько развязывает руки как для школы, так и для вуза, а безумный ЕГЭ оказывается в некоторой степени обуздан. По сути, это дает возможность вносить неформальные коррективы в процесс его проведения».
А вот еще одно мнение, самого участника экзамена: «ЕГЭ порожден капитализмом и идеально подходит для его нужд. Те, кто не справился, кто не выдержал стресса, у кого не хватило средств на подготовку, — тем не место на вершине. Будьте добры — к станку, под ружье или еще куда-нибудь, где нужна рабочая сила. «Будь эффективным или сдохни» — такова логика ЕГЭ, такова логика капитализма. А те, кто оказался «эффективным», т.е. дети обеспеченных родителей, которым не жалко денег на подготовку к ЕГЭ и учебу на платных местах в ВУЗах, да некоторое количество «гениев» составят будущую элиту «общества потребления».
Проанализировав документы, а также высказывания известных людей, мнения общественности, я пришла к выводу, что аргументов «против ЕГЭ» больше. Однако, на сегодняшний день правительство не собирается отменять этот экзамен, проводя лишь его корректировку. А школьникам остается лишь готовиться. В любом случае, сдать ЕГЭ можно.
ЕГЭ — за и против. Мнения родителей, учеников и психолога.
ЕГЭ, как выпускной экзамен в школе, в этом году отмечает юбилей. К десятилетию единого государственного экзамена в качестве вступительного экзамена в вузы мы собрали мнения сторон. Курганский детский психолог Елена Падурина — противница ЕГЭ. Свою позицию сформировала на основе практики. Признает, в отличие от традиционного когда-то экзамена при сдаче ЕГЭ уровень нервного напряжения, действительно, выше.
— Уровень стресса здесь гораздо выше, потому что он умножается еще на уровень стресса учителя. Так как единый государственный экзамен – это показатель не только знаний ребенка, но и показатель работы педагога, учителя нагнетают обстановку. Достаточно часто звучат фразы – если вы не сдадите ЕГЭ, то все, жизнь закончена, будете работать дворниками. В общем, ничего вам дальше не светит. Такие фразы учителей детей еще больше вводят в стрессовое состояние. Есть разные случаи. Есть психосоматика, которая открывается на фоне единого государственного экзамена, есть даже смертельные случаи. Не хочу о грустном, но такое тоже бывало. И даже в нашем городе это было, - рассказала Елена Падурина.
Опрос самих учеников показал, что волнуются на ЕГЭ далеко не все. Александр Шалютин говорит, сдавал экзамен спокойно. Может, потому что не планировал поступать в вуз и не зацикливался на баллах.
— Наугад я ничего не писал. Я сдавал интуитивно понятные предметы. Сдавал английский и обществознание. И даже неплохо получилось - 80 баллов по английскому, 70 по обществу, - пояснил Александр Шалютин, студент КГУ. — Я не думаю, что в принципе возможно такие тесты создать, максимально гибкие, максимально глубокие. Но ЕГЭ, по крайней мере, ставит всех в равные условия. Люди из малообеспеченных семей также могут в престижные университеты поступить, если хорошо сдадут ЕГЭ и поступят на бюджет. Это довольно серьезный плюс. У меня есть друг из неполной семьи, поступил в Москву во ВГИК.
Выпускники Курганского университета Александр Мальцев и Дмитрий Окуловский - сторонники сдачи ЕГЭ. Считают, такая форма подготовки позволила закончить вуз с красным дипломом. А теперь юношей пригласили в военно-инновационный комплекс «ЭРА», что расшифровывается, как элита российской армии, расположен он в Анапе.
— ЕГЭ гораздо лучше. Там строгая система контроля за учениками. Наблюдателей добавили. Ученикам сложнее списать и в итоге приходится полагаться уже на свои знания. Система ЕГЭ все-таки нужна, и она лучше, чем старая система образования, - считает Александр Мальцев, выпускник университета.
— ЕГЭ дает возможность школьнику заранее подготовиться, то есть, проверить свои знания, которые нужны для дальнейшего обучения в университете. Эти знания пригодятся на первых двух курсах обязательно, - сказал Дмитрий Окуловский, выпускник университета.
Тестовая система сдачи ЕГЭ, считает психолог, не раскрывает все возможности ученика. ЕГЭ – это часть программированного обучения. Оно возникло в 50-е годы 20-го века в США и показало свою эффективность лишь в узком направлении – в формировании логического мышления у людей.
— Но жизнь такая штука, в ней все далеко не логично. И поэтому, соответственно, ЕГЭ хорошо сдают только те дети, которые мыслят стандартно и шаблонно. То есть, если за А у нас должно идти Б, если за Б должно идти В. Примерно так вот набираются хорошие баллы. Дети, которых можно отнести к разряду гениальных, понятно, что их не так много, но процентов 20 наберется, таких детей мы можем на стадии ЕГЭ упустить. Потому что им очень сложно мыслить стандартно, — уверена детский психолог Елена Падурина.
От программированного обучения в США уже отказались. Россия же продолжает увеличивать количество экзаменов обязательных к сдаче. Так в 2020 году прибавится история, а в 2022 г. — английский. В Минприроды хотят сделать обязательной экологию.
Родители тем временем подстраиваются под требования. Самые находчивые используют интернет.
— Сейчас есть онлайн школы, где за небольшие деньги ребенка могут серьезно подтянуть по тому или иному предмету, - поделилась опытом Юлия Кочарина, мама студента Уральского архитектурно-художественного университета. — Мы два года назад выбрали такой вариант подготовки по математике – и это оказалось очень эффективно. Во-первых, дало возможность готовиться у преподавателя из топового вуза, во-вторых, несколько иначе взглянуть на сам предмет и на отношение к ЕГЭ — если в школах для детей сдача экзамена позиционируется как некий стресс и испытание, от итога которого зависит буквально все, то профессура относится к таким вещам намного проще и, даже через видеоуроки это чувствовалось. Этот подход несколько снизил именно психологическую нагрузку на ребенка.
Отменять ЕГЭ ни в коем случае нельзя, считает Юлия Кочарина. Надо совершенствовать и развивать эту систему, делать ее более гибкой. Повышать прозрачность не только самой сдачи экзаменов, но и процесса оценки знаний.
— Саму систему отменять ни в коем случае нельзя – она дает выпускникам больше шансов, чем предыдущая система поступления в вузы. И, если кому-то удается все-таки эту систему обойти, надо понимать, что это единицы из миллионов, ничтожная доля процента, которая отсеется после первой или второй сессии, а талантливые ребята останутся учиться и получат достойное образование, — уверена Юлия Кочарина.
Негативный момент – другие предметы, по которым детей не готовят к ЕГЭ — проседают. Школьная программа оказывается не усвоена. Багаж знаний в результате ниже, чем был у одиннадцатиклассников 20 лет назад.
ЕГЭ — за и против. Мнения родителей, учеников и психолога.
ЕГЭ, как выпускной экзамен в школе, в этом году отмечает юбилей. К десятилетию единого государственного экзамена в качестве вступительного экзамена в вузы мы собрали мнения сторон.
Курганский детский психолог Елена Падурина — противница ЕГЭ. Свою позицию сформировала на основе практики. Признает, в отличие от традиционного когда-то экзамена при сдаче ЕГЭ уровень нервного напряжения, действительно, выше.
— Уровень стресса здесь гораздо выше, потому что он умножается еще на уровень стресса учителя. Так как единый государственный экзамен – это показатель не только знаний ребенка, но и показатель работы педагога, учителя нагнетают обстановку. Достаточно часто звучат фразы – если вы не сдадите ЕГЭ, то все, жизнь закончена, будете работать дворниками. В общем, ничего вам дальше не светит. Такие фразы учителей детей еще больше вводят в стрессовое состояние. Есть разные случаи. Есть психосоматика, которая открывается на фоне единого государственного экзамена, есть даже смертельные случаи. Не хочу о грустном, но такое тоже бывало. И даже в нашем городе это было, - рассказала Елена Падурина.
Опрос самих учеников показал, что волнуются на ЕГЭ далеко не все. Александр Шалютин говорит, сдавал экзамен спокойно. Может, потому что не планировал поступать в вуз и не зацикливался на баллах.
— Наугад я ничего не писал. Я сдавал интуитивно понятные предметы. Сдавал английский и обществознание. И даже неплохо получилось - 80 баллов по английскому, 70 по обществу, - пояснил Александр Шалютин, студент КГУ. — Я не думаю, что в принципе возможно такие тесты создать, максимально гибкие, максимально глубокие. Но ЕГЭ, по крайней мере, ставит всех в равные условия. Люди из малообеспеченных семей также могут в престижные университеты поступить, если хорошо сдадут ЕГЭ и поступят на бюджет. Это довольно серьезный плюс. У меня есть друг из неполной семьи, поступил в Москву во ВГИК.
Выпускники Курганского университета Александр Мальцев и Дмитрий Окуловский - сторонники сдачи ЕГЭ. Считают, такая форма подготовки позволила закончить вуз с красным дипломом. А теперь юношей пригласили в военно-инновационный комплекс «ЭРА», что расшифровывается, как элита российской армии, расположен он в Анапе.
— ЕГЭ гораздо лучше. Там строгая система контроля за учениками. Наблюдателей добавили. Ученикам сложнее списать и в итоге приходится полагаться уже на свои знания. Система ЕГЭ все-таки нужна, и она лучше, чем старая система образования, - считает Александр Мальцев, выпускник университета.
— ЕГЭ дает возможность школьнику заранее подготовиться, то есть, проверить свои знания, которые нужны для дальнейшего обучения в университете. Эти знания пригодятся на первых двух курсах обязательно, - сказал Дмитрий Окуловский, выпускник университета.
Тестовая система сдачи ЕГЭ, считает психолог, не раскрывает все возможности ученика. ЕГЭ – это часть программированного обучения. Оно возникло в 50-е годы 20-го века в США и показало свою эффективность лишь в узком направлении – в формировании логического мышления у людей.
— Но жизнь такая штука, в ней все далеко не логично. И поэтому, соответственно, ЕГЭ хорошо сдают только те дети, которые мыслят стандартно и шаблонно. То есть, если за А у нас должно идти Б, если за Б должно идти В. Примерно так вот набираются хорошие баллы. Дети, которых можно отнести к разряду гениальных, понятно, что их не так много, но процентов 20 наберется, таких детей мы можем на стадии ЕГЭ упустить. Потому что им очень сложно мыслить стандартно, — уверена детский психолог Елена Падурина.
От программированного обучения в США уже отказались. Россия же продолжает увеличивать количество экзаменов обязательных к сдаче. Так в 2020 году прибавится история, а в 2022 г. — английский. В Минприроды хотят сделать обязательной экологию.
Родители тем временем подстраиваются под требования. Самые находчивые используют интернет.
— Сейчас есть онлайн школы, где за небольшие деньги ребенка могут серьезно подтянуть по тому или иному предмету, - поделилась опытом Юлия Кочарина, мама студента Уральского архитектурно-художественного университета. — Мы два года назад выбрали такой вариант подготовки по математике – и это оказалось очень эффективно. Во-первых, дало возможность готовиться у преподавателя из топового вуза, во-вторых, несколько иначе взглянуть на сам предмет и на отношение к ЕГЭ — если в школах для детей сдача экзамена позиционируется как некий стресс и испытание, от итога которого зависит буквально все, то профессура относится к таким вещам намного проще и, даже через видеоуроки это чувствовалось. Этот подход несколько снизил именно психологическую нагрузку на ребенка.
Отменять ЕГЭ ни в коем случае нельзя, считает Юлия Кочарина. Надо совершенствовать и развивать эту систему, делать ее более гибкой. Повышать прозрачность не только самой сдачи экзаменов, но и процесса оценки знаний.
— Саму систему отменять ни в коем случае нельзя – она дает выпускникам больше шансов, чем предыдущая система поступления в вузы. И, если кому-то удается все-таки эту систему обойти, надо понимать, что это единицы из миллионов, ничтожная доля процента, которая отсеется после первой или второй сессии, а талантливые ребята останутся учиться и получат достойное образование, — уверена Юлия Кочарина.
Негативный момент – другие предметы, по которым детей не готовят к ЕГЭ — проседают. Школьная программа оказывается не усвоена. Багаж знаний в результате ниже, чем был у одиннадцатиклассников 20 лет назад.