Слайд 2. Тридцатьчетверка – танк Победы!
Великий танк былой войны,
И не забудут наши деды,
Как воевали вместе Вы…
(А. Гаврилычев)
Слайд 3. T-34 (разг. «тридцатьчетвёрка») – советский танк периода Великой Отечественной войны. Благодаря совокупности своих боевых качеств Т-34 был признан многими специалистами и военными экспертами лучшим танком Второй мировой войны. Этот танк является самым известным советским танком и одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны. Танк Т-34 оказал огромное влияние на исход войны. В этом году исполняется 75 лет со дня создания легендарного танка Т-34.
Сегодня мы вам расскажем о конструкторах танка, некоторых характеристиках Т-34, подвигах танкистов на полях сражений.
Создатели Т-34 – конструкторы Михаил Кошкин, Александр Морозов, Николай Кучеренко, отдали танку свои лучшие годы.
Слайд 4. Михаил Ильич Кошкин – известный советский конструктор, один из создателей легендарного танка Т-34.
В 1935 году оканчивает Ленинградский политехнический институт.
Ещё будучи студентом «политеха», он начал работать в конструкторском бюро знаменитого Ленинградского Кировского завода (ОКМО). Получив диплом о высшем образовании, он приходит в этот коллектив на постоянную работу. В то время ленинградцы трудились над созданием бронетанковой мощи молодого советского государства. В эту работу с головой уходит и молодой специалист Кошкин.
С декабря 1936 года Кошкин возглавлял Конструкторское бюро Танкового отдела Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ).
Слайд 5. К концу 30-х годов было очевидно, что танки, состоявшие на вооружении Красной Армии, не в состоянии противостоять артиллерии противника. Гражданская война в Испании с участием советских танков выявила их плохую устойчивость к противотанковым пушкам противника.
Международная обстановка, свидетельствующая о грядущей войне с Германией, требовала от конструкторов создания боевой машины, превосходящей в техническом отношении все образцы потенциальных противников. Михаил Кошкин, прошедший фронтами первой мировой и гражданской войн, тоже понимал, как необходим Отечеству мощный броневой щит.
Слайд 6. Летом 1939 года в Харькове проходили испытания новые образцы танков. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла.
Но всё на свои места расставило практическое применение опытных изделий: большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв советско-финской войны 1939-1940 годов показал гусеничный танк А-32.
Харьковчане в рекордно короткие сроки провели доработку танка: усилена броневая защита и установлена 76-миллиметровая пушка. Новый танк предписано было впредь именовать танк –Т-34.
Слайд 7. 5 марта 1940 года два опытных танка вышли с Харьковского завода в контрольно–испытательный пробег. Возглавил пробег Михаил Кошкин. Испытания завершились успешно, полностью подтвердили высокие технические и боевые качества нового танка. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство. К сожалению, Кошкин на испытаниях танка простудился, но продолжал активно руководить доработкой танка, пока не произошло обострение заболевания и не пришлось удалить одно лёгкое. Конструктор скончался 26 сентября 1940 года в санатории «Занки» под Харьковом, где проходил реабилитационный курс лечения. За гробом главного конструктора шёл весь завод.
За разработку танка Т-34 М.И. Кошкину посмертно присуждена Сталинская премия (1942 г.) и присвоено звание Героя Советского Союза (1990 г.).
Слайд 8. В октябре 1940 года было начато серийное производство танков Т-34. В конце сорокового года начальником КБ – главным конструктором был назначен Александр Александрович Морозов. Он продолжил дело своего предшественника, проводя доводку поставленного на серийное производство Т-34. Сам А. Морозов сразу после окончания Великой Отечественной войны в 1945 году писал: «Основы конструкции танка Т-34 заложил и разработал Михаил Ильич Кошкин. Он организовал коллектив молодых конструкторов, постоянно учил их не бояться трудностей, которых бывает всегда немало при решении сложных задач. Этому замечательному конструктору мы, в первую очередь, обязаны появлением такого совершенного типа танка, каким является Т-34».
Слайд 9. Ещё одним создателем танка Т-34 является советский инженер-конструктор Николай Алексеевич Кучеренко. С 1941 по 1947 год он являлся заместителем главного конструктора на Уральском заводе, руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов.
Слайд 10. Т-34 – гордость отечественного танкостроения. Боевые возможности Т-34 оказались шире, чем ожидалось. Главными его достоинствами были высокая мощность и меньший расход топлива, а также меньшая пожароопасность. Оптимальное сочетание огневой мощи, защищённости и подвижности стало классическим примером для разработки практически всех отечественных и зарубежных танков.
Слайд 11. Как противовес танку Т-34 немцы создали свои танки «Тигр» и «Пантера». Танк «Тигр» был разработан в 1941-1942 годах. Первые танки пошли в бой уже в 1942 под Ленинградом. Серийное производство танка «Пантера» началось в 1943 году. Они имели толстую лобовую броню, мощное орудие и большие размеры .На эти танки рейх возлагал великие надежды, но они не увенчались успехом.
Слайд 12. По инициативе зарубежных специалистов танк Т-34 был признан лучшим танком Второй мировой войны.
Появление среднего танка Т-34 было для немцев шоковым ударом, сенсацией №1, откровением и загадкой. Вот некоторые высказывания немецких генералов о танке:
–Это дьявольское наваждение! – говорили они. – Нет, это даже не машина, а какой-то сказочный принц среди наших танков-плебеев…
– В мире много прекрасных женщин, – сказал Порше. – Однако на конкурсах красоты выигрывает единственная и неповторимая. Так же с танком! Т-34 пока не имеет аналогов в мире…
Слайд 13. – Я нашёл единственный недостаток, – сказал Паулюс. – Экипажу слишком тесно внутри танка, но русские очень любят обитать в тесноте коммунальных квартир, умудряясь всей семьёй ночевать в одной комнатке…
Слайд 14. Один немецкий танковый ас Фридрих Зерген так был поражен Т-34, что приказал первый трофейный танк доставить лично ему. Однако в 1942 году, по сведеньям документов, его танк подбили, и он сгорел вместе с ним.
«У нас не было ничего сравнимого уровня», – сказал как-то генерал-майор Фридрих фон Меллентин. Но это ещё что. Сам Гитлер признался своим генералам: «Если бы мне было известно о таких танках у русских, возможно, я не начал бы эту войну».
Слайд 15. Конструкция танка Т-34 непрерывно совершенствовалась. В 1941 году была проведена одна из первых модификаций танка. Ему добавили шестигранную литую башню, оснастили двигатель системой воздухоочистки и пятискоростной коробкой передач.
Слайд 16. В 1942 году выходит новая модификация Т-34-76. Новый танк оснастили новой броней(до 52мм.), более просторной башней и пушкой калибра 76,2мм. 76,2-миллиметровая пушка, которую устанавливали на танк, для своего времени была сверхоружием и влёгкую расправлялась с немецкими «Пантерами». Танкисты очень любили танк за его надежность, а пехота рядом с ним ничего не боялась.
«Танк Т-34-76 произвел сенсацию, – писал гитлеровский генерал-лейтенант-инженер Эрих Шнейдер. – Этот 26-тонный русский танк был вооружен 76,2-мм пушкой, снаряды которой пробивали броню немецких танков с 1,5-2 тысяч метров, тогда как немецкие танки могли поражать русские с расстояния не более 500 м, да и то лишь в том случае, если снаряды попадают в бортовую броню или в кормовую часть танка Т-34...»
Слайд 17. В конце 1943 года выходит, пожалуй, самая лучшая модификация танка – Т-34-85. Танку вновь увеличили броню(до 80мм). Для борьбы с фашистскими «тиграми» и пантерами» вооружение танка было решено ещё усилить. Установили более отпекаемую башню и новую 85- миллиметровую пушку конструкции Владимира Грабина. Эта пушка с расстояния 1000 метров пробивала броню толщиной 100 миллиметров. В экипаж модернизированного танка, получившего наименование Т-34-85, был включён заряжающий. В результате установки специальной командирской башни была улучшена обзорность из танка. Этот танк являлся грозой всех немецких машин.
Слайд 18. Немецкие танкисты прозвали Т-34-85 «русской балериной» за его маневренность и скорость, в свою очередь советские танкисты прозвали целые серии немецких танков «зверями» за их названия: «Пантера» и «Тигр». Поэтому солдаты говорили:–Смотри, «балерина» на «зверя» идет.
Слайд 19. Уже первый период войны показал решающее качественное превосходство советских танков над новыми танками Вермахта, которые были созданы для ведения «молниеносной войны». Т-34 громили вражеские танки с наибольших дистанций прицельного огня. Благодаря своей универсальности, Т-34 успешно использовались для решения широкого круга боевых задач: в наступлении и обороне, борьбы с танками противника, пехотой и артиллерией.
Танку Т-34 принадлежит решающая роль во всех крупных сражениях Красной Армии в годы Великой Отечественной войны. Уникальный по своей сути, он успешно применялся как для непосредственной поддержки пехоты, так и для высокоскоростных манёвренных боевых действий. Важная особенность танка – простота освоения боевой машины её экипажем.
Слайд 20. Лето 1943 года – Курская битва, её справедливо называют битвой моторов. 12 июля 1943 года в районе Прохоровки, произошло танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало 1200 танков. Эта битва ещё раз показала превосходство наших танков над вражескими, в том числе и новыми «тиграми» и «пантерами». Все эти фашистские «звери» были биты на Курской дуге. Именно здесь, под Прохоровкой, был сломлен хребет танковым войскам вермахта.
Слайд 21. Советские танкисты в Великой Отечественной войне показали мастерские примеры эффективного использования бронетанкового оружия. Родина по достоинству отметила подвиг наших танкистов: в их рядах 1150 Героев Советского Союза (в том числе 16 дважды Героев), более 250 тысяч награждены орденами и медалями.
Слайд 22. Советские конструкторы смогли создать танк, отвечающий требованиям современной войны. По боевым качествам Т-34 значительно лучше иностранных танков того времени. В годы войны Т-34 пытались воспроизвести в Германии на самых лучших заводах – не получилось. Танк Т-34 не устарел в течение всей войны, напротив, оставался первоклассной боевой машиной. Это вынуждены были признать и противники, и наши союзники по антигитлеровской коалиции. Ни один танк не был столь «живуч» и «терпим» к сложным условиям эксплуатации и полевым ремонтам, как Т-34.Т-34 стал танком Победы и даже её своеобразным символом.
Т-34 ещё долго стоял на вооружении советской армии.
Слайд 23. В наши дни танки Т-34 стоят на пьедесталах в городах и селениях многих стран мира, украшают коллекции самых престижных военно–исторических и технических музеев.