Не то дорого, что красного золота,
а то дорого, что мастера доброго.
Русская народная пословица
Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2022 год Годом культурного наследия народов России.
Слайд 2. Культура – это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определённое пространство, из просто населения – народом, нацией. (К.Д. Лихачёв.)
Слайд 3. Народное искусство – собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры.
Термин «народное искусство» синонимичен термину «народное творчество».
Слайд 4. Понятие «Культурное наследие» включает как материальные объекты – памятники архитектуры, музейные, архивные и библиотечные фонды, произведения искусства, так и нематериальное культурное достояние, выраженное в родном языке, фольклоре, традициях, праздниках и обрядах, памятных и исторических датах, народных промыслах и ремеслах.
Слайд 5. Российская Федерация – самая большая по площади страна земного шара. Около 30% территории Российской Федерации располагается в Европе, а около 70% – в Азии.
Говоря «Россия», мы одновременно представляем себе огромное пространство от Калининграда до Чукотки и Камчатки, от республики Саха (Якутия) до республик Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Осетия, Дагестан) и Крыма.
Но говоря про нашу страну, мы имеем в виду не только необъятные просторы нашей родины. Это и язык, на котором мы говорим – наш «могучий и великий» русский язык и языки многочисленных народов, населяющих нашу страну.
Слайд 6. Кроме того, наша страна – это наша история и культура, народные промыслы, традиции, достижения народа, который называет себя таким красивым словом «россияне».
Россия – одно из крупнейших многонациональных государств мира. В нашей стране проживает более 190 народов, каждый из которых богат своим уникальным культурным наследием и традициями.
Сегодняшние информационные минуты посвятим народным промыслам нашей страны.
Народные промыслы России (Слайд 7.)
Не то дорого, что красного золота,
а то дорого, что мастера доброго.
Русская народная пословица
Как вы понимаете эту пословицу?
Значение пословицы «Не того дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастера». То есть, если что-то ценное оно может и не быть дорогим (в духовном плане), а если мастер сделал (именно мастер) вот это дорого (будут ценить).
Народные промыслы – это ремёсла мастеров, технологии которых передавались из поколения в поколение: от родителей к детям, внукам, правнукам. И в наши дни они продолжают свой исторический путь.
Народные промыслы – это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия. Расписные и резные предметы, игрушки, изделия из ткани, глины, кости, янтаря и малахита увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Слайд 8. Хохлома – один из самых красивых русских промыслов, искусство росписи красками по дереву, зародилось еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Причудливо переплетены узоры из ярко-алых ягод и золотых листьев. Любоваться ими можно бесконечно.
Слайд 9. Необыкновенная фарфоровая посуда сине-белого цвета – это знаменитая Гжель – народный керамический промысел.
Голубая сказка, воплощенная мастерами Гжели в изящных чайниках, чашках, кувшинах, вазах и тарелках радует глаз и греет душу.
Мастера расписывают свои изделия только вручную, вкладывая в каждый штрих свое умение. Появился этот промысел в Раменском районе Московской области в середине 17 века.
Слайд 10. Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас – Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярность и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом.
Из бытового предмета жостовские подносы превратились в декоративные панно, многие произведения мастеров уникальны.
Слайд 11. Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери.
Слайд 12. Палехская миниатюра – это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона.
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.
Расписываются, как правило, шкатулки, брошки, картины и многое другое. Сюжеты очень разнообразны: это и русские сказки, и былины, сюжеты из жизни и знаковые события для нашей страны. Родиной этих миниатюр является Палехский район Ивановской области.
Слайд 13. Матрёшка
Символом художественных промыслов России стала Матрешка – деревянная игрушка в виде набора из нескольких полых внутри расписных кукол. Появилась Матрешка около 100 лет тому назад в городе Сергиев Посад. Первая кукла-матрешка была изготовлена в 1890 году и представляла собой крестьянку в рубашке, сарафане и цветастом платке, с чёрным петухом в руках.
Матрешка – не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоить не одну сотню долларов.
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру.
Слайд 14. Дымковская игрушка – символ Кировской области. Ее делают из глины, окрашенной в белый цвет и расписанной разными цветами. Чаще всего дымковская игрушка изображает баранов с золотыми рогами, птиц, оленей, скоморохов и барынь. Первые игрушки лепили к вятскому самобытному празднику Свистуньи еще в XIX в.
В формах игрушек, росписи и декоративных узорах прослеживается жизнь народа, любовь к родине, характерные черты русской национальности. Мастера расписывают их вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр.
Слайд 15. Филимоновская игрушка
Одним из древнейших промыслов считается филимоновская игрушка. По одной из версий, первые филимоновские игрушки появились еще в Древней Руси, в районе современной Тульской области. Гончарное производство было семейным, мужчины и женщины делали посуду, а девочки вместе с бабушками лепили и расписывали игрушки: барынь, всадников, коров, медведей, петухов.
Слайд 16. Богородская игрушка – русский народный промысел резных игрушек и скульптуры из мягких пород дерева (липы, ольхи, осины). Существует в пос. Богородское Сергиев-Посадского района Московской области с XVI—XVIII веков.
Игрушке «Кузнецы» более 300 лет. «Кузнецы» стала символом Богородского промысла. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.
Слайд 17. Шемогодская резьба – традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров.
Берестяные изделия, посуда, обувь, хороши тем, что работают как термосы. В берестяные короба закладывают ягоды, сметану, творог – сок не уходит, как в деревянных, продукты не портятся.
Слайд 18. Стиль холмогорской резной кости объединяет в себе традиции северной и центральной части России, а также коренных народов Севера и западноевропейских мастеров. Первыми известными изделиями холмогорской резной кости были гребни. Кроме того, в этом стиле изготавливались табакерки, ларцы, бокалы, миниатюрные портреты и даже копии знаменитых скульптурных композиций.
Слайд 19. Гусевской хрусталь. Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира.
Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности.
Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя.
Слайд 20. Финифть. Брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду – не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть.
Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области. В переводе с греческого «финифть» означает светлый, блестящий камень.
И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожжённые при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.
Слайд 21. Уральский малахит
Известные месторождения малахита – на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке. Ювелирные изделия из малахита подчеркивают красоту русских женщин.
Слайд 22. Калининградский янтарь
Только в Калининграде добывают янтарь и изготавливают из него различные изделия: бусы и ожерелья, кольца и перстни, броши и браслеты, колье и кулоны, заколки для волос, шкатулки, настенные украшения, декоративные сосуды, сувениры и даже картины.
Слайд 23. Филигрань – один из древнейших видов художественной обработки металла. Элементы филигранного узора бывают самыми разнообразными: в виде верёвочки, шнурка, плетения, ёлочки, дорожки, глади. Плетения выполняются из очень тонкой золотой или серебряной проволок, поэтому выглядят легкими и хрупкими.
Слайд 24. Тульский самовар
В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.
Слайд 25. Тульский пряник – русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие – ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом.
Слайд 26. Яркие и легкие, женственные павло-посадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время.
Слайд 27. Оренбургский пуховый платок
Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.
Слайд 28. Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой.
Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток.
Слайд 29. Крымские мастера
Среди жителей Крыма часто можно встретить мастеров, чьи работы выполнены в очень редкой или, казалось бы, почти утраченной технике – валяние из шерсти. Из валяной шерсти в древности делали тёплую одежду и обувь, попоны для лошадей, ковры, одеяла. Крымчане всегда занимались изготовлением гончарных изделий. Крымские татары славились вышивкой и шитьём золотой нитью.
Слайд 30. Малочисленные народы Республики Саха (Якутия), Севера, Сибири и Дальнего Востока славятся изделиями из китового уса, шкур нерпы, кости и клыка моржа, изготавливают уникальные национальные бубны. Причудливые фигурки из дерева и кости, воплощающие в себе образы мифологии, эпоса северных народов, сцены из жизни, быта, так и притягивают взгляд.
Слайд 31. Народные промыслы республик Северного Кавказа
Чечня и Ингушетия
Особенно выделялось производство бурок других войлочных изделий. Чеченские бурки имели большой спрос в соседних казачьих станицах. Превосходная выделка сафьяна и кожи, конская сбруя и разные украшения на оружии. Все это делается со вкусом и старанием, с любовью к своей малой родине.
Дагестан и Осетия
Здесь издавна получили широкое и повсеместное развитие самые различные виды ремесел – художественная обработка металла, резьба по камню и дереву, гончарное производство, ковроделие.
Слайд 32. Заключение
Сейчас главное для многих ремесел и мастеров – продолжать развиваться. Изделия народных промыслов помогают новому поколению понять историю и культуру собственной страны. И только любовь к Родине, своему краю, своему народу помогает мастерам не забросить промысел, а развивать его и передавать следующим поколениям. А нам любоваться изделиями и гордиться своей страной!
Год культурного наследия народов России проводится в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, культурной самобытности всех народов и этнических общностей Российской Федерации.