Классный час «Курить – здоровью вредить!», беседа с элементами игры «Брейн-ринг», 7 класс
КУРИТЬ – ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ!
Беседа с элементами игры «Брейн-ринг»
Классный час
7 класс
Цель: повысить уровень информированности подростков о проблемах, связанных с курением, и показать вредное влияние табака на организм человека.
Формы проведения: беседа, игра «Брейн-ринг».
Материал подготовила и провела мероприятие Киселёва Розалия, студентка филологического факультета, Курганского государственного университета.
Ход мероприятия.
1. Беседа.
Практикантка (студентка КГУ филологического факультета Киселёва Розалия).
Привычки бывают полезными и вредными. Многие привычки могут оказывать влияние на здоровье человека. Привычки, способствующие сохранению здоровья, считаются полезными. Например: чистить зубы, питаться в одно и то же время, спать при открытой форточке. Привычки, наносящие вред здоровью, называются вредными. Например: есть много сладостей, долго сидеть у телевизора, читать лёжа и др. Сегодня мы поговорим об одной из вредных привычек – курении.
Вредными эти привычки называются ещё и потому, что от них бывает очень трудно отказаться, т.к. они постепенно становятся необходимыми человеку, последствия, которые возникают в результате их ограничения, настолько болезненны, что человек не может справиться с ними сам. Это связано с тем, что, попадая в организм, табак становится неотъемлемой частью обменных процессов организма. Организм начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.
Курение – это не просто вредная привычка. Последствия курения формируются медленно, вредные вещества накапливаются и постепенно приводят к развитию различных заболеваний. Особенно опасным является приобщение к курению в детском и подростковом возрасте, т.к. ещё не сформировавшемуся организму очень трудно противостоять токсическому действию табака.
Вы уже знаете о курении много, в прошлом годы на классном часе вы узнали о родине табака, о том, как табак завоевал весь мир. Сегодня мы продолжим разговор о табаке, но упор сделаем на воздействие курения на организм человека. Во-первых, мы послушаем выступления одноклассников о вреде табака. Во-вторых, насколько хорошо вы помните материал прошлого года о курении и усвоите новую информацию об этой вредной привычке, выясним с помощью игры «Брейн-ринг».
2. Выступления учащихся (с демонстрацией презентации).
Ученик 1. Исследованиями доказано, в чем вред курения. В дыме табака содержится более 30 ядовитых веществ: никотин, углекислый газ, окись углерода, синильная кислота, аммиак, смолистые вещества, органические кислоты и др. 1–2 пачки сигарет содержат смертельную дозу никотина. Курильщика спасает то, что эта доза вводится в организм не сразу, а дробно. Статистические данные подтверждают, что по сравнению с некурящими длительно курящие в 13 раз чаще заболевают стенокардией, в 12 раз – инфарктом миокарда, в 10 раз – язвой желудка. Курильщики составляют 96 – 100% всех больных раком легких. Каждый седьмой заядлый курильщик страдает тяжким недугом кровеносных сосудов, что ведет к нарушению питания, гангрене и в итоге – к ампутации конечностей.
В момент затяжки происходит взаимодействие табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе окись углерода, сажа, бензопирен, муравьиная и синильная кислоты, мышьяк, аммиак, сероводород, ацетилен, радиоактивные элементы. Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.
Проходя через дыхательные пути, табачный дым вызывает раздражение и воспаление слизистых оболочек – зева, носоглотки, бронхов, а также легочных альвеол. Постоянное раздражение слизистой оболочки бронхов может спровоцировать развитие бронхиальной астмы. А хроническое воспаление верхних дыхательных путей – хронический бронхит, который сопровождается изнуряющим кашлем. Установлена также связь между курением и частотой заболеваний раком губы, языка, гортани, трахеи.
Ученик 2.Никотин относится к нервным ядам. В экспериментах на животных и наблюдениях над людьми установлено, что никотин в малых дозах возбуждает нервные клетки, способствует учащению дыхания и сердцебиения, нарушению ритма сердечных сокращений, тошноте и рвоте. В больших дозах тормозит, а затем парализует деятельность клеток ЦНС. Расстройство нервной системы проявляется понижением трудоспособности, дрожанием рук, ослаблением памяти.
Сердце курящего человека делает за сутки на 12-15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего.
Никотин и другие компоненты табака поражают также органы пищеварения.
Многолетнее курение способствует возникновению язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
Курение плохо сказывается и на слуховом аппарате человека. Даже 20 выкуренных за день сигарет ослабляют восприятие разговорной речи.
Курение отрицательно влияет на умственную деятельность. Две выкуренные сигареты снижают скорость заучивания и объем запоминаемого материала на 5–6%.
Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «пассивное курение». В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и непроветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.
Ученик 3.
Яд опасный проникает
С дымом в лёгкие твои,
Он здоровье поедает,
Сокращая жизни дни.
Ученик 4.
А курильщик был бы рад
Позабыть свою привычку,
Но коварен горький яд,
Он нашёл для нас отмычку!
Практикантка. Вы послушали о тяжких, но далеко не обо всех заболеваниях, к которым приводит курение, посмотрели презентацию с ужасными фотографиями последствий курения. Полюбите себя – свой Мозг, свою Печень, Почки, свое Сердце – они живые, они страдают, болеют, задыхаются!!! Давайте не будем рабами вредной привычки – курения!
Пусть не страдают больше люди
В дыму чадящих сигарет
Науку эту не забудем
И никотину скажем: «Нет!»
3. Игра «Брейн-ринг».
Практикантка. Вам будут задаваться вопросы, и предлагаться три варианта ответа. Ваша задача выбрать правильный ответ. Право ответа предоставляется той группе, капитан, которая первый поднимет руку. За каждый правильный ответ команда получит вознаграждение – звездочку. Команда, набравшая наибольшее количество звездочек выигрывает.
1. Когда, кем и откуда был впервые завезен табак в Европу:
1) в XVI в. испанцами из Америки;
2) в XVII в. китайцами;
3) в XVIII в. англичанами из Индии?
2. При каком царе табак впервые появился в России:
1) при Иване Грозном;
2) при Екатерине II;
3) при Петре I?
3. Какой русский царь ввел запрет на курение:
1) Алексей Михайлович;
2) Петр I;
3) Екатерина II?
4. Существуют ли сигареты, которые не приносят вреда человеку:
1) сигареты с фильтром;
2) сигареты с низким содержанием никотина и смол;
3) нет?
5. Что такое пассивное курение:
1) нахождение в помещении, где курят;
2) когда куришь «за компанию»;
3) когда не затягиваешься сигаретой?
6. Как влияет курение на работу сердца:
1) замедляет его работу;
2) заставляет учащенно биться;
3) не влияет на его работу?
7. Какое заболевание считается наиболее связанным с курением:
1) аллергия;
2) рак легкого;
3) гастрит?
8. Зависит ли возможность бросить курить от стажа курения:
1) стаж не имеет значения;
2) чем дольше куришь, тем сложнее бросить курить;
3) чем дольше куришь, тем легче бросить курить?
9. Родина табака:
1) Южная Африка;
2) Южная Америка;
3) Южный полюс.
10. Самый популярный способ употребления табака в США до 19 века:
1) курение;
2) нюхание;
3) жевание?
11. При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ:
1) угарный газ;
2) кислород;
3) углекислый газ?
12. Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствия курения:
1) почки;
2) сердце;
3) селезенка?
13. Какова главная причина бытовых пожаров с гибелью людей:
1) электроприборы;
2) воспламеняющиеся химические препараты;
3) непогашенные сигареты?
14. Если человек выкуривает пачку сигарет в день ежедневно в течение года, сколько смолы оседает в его легких:
1) около литра;
2) около 100 гр.
3) около 20 литров?
Победила команда в следующем составе: Белый Н., Белокрылов Д., Глазырин Ж., Еремеев В., Казимирский М., Усольцев В.
4. Заключение.
Практикантка. В завершении классного часа послушайте народную притчу.
Ученик. Старик на рынке торгует табаком и приговаривает: «Покупайте табак! Мой табак не простой, а с секретом. От него собака не укусит, вор в дом не залезет, стариком не станешь». Молодой человек подошел к продавцу и говорит: