-
Учитель. Сегодня мы начинаем серию классных часов, посвященных правам человека. Посмотрим на календарь правовых дат.
-
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ:
-
2001 – 2010 г.г. – Международное десятилетие мира и ненасилия в интересах детей планеты.
-
1 июня – Международный день защиты детей.
-
4 июня – Международный день детей – жертв агрессии.
-
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка.
-
10 декабря – День прав человека.
-
12 декабря – День Конституции Российской Федерации.
-
На сегодняшнем классном часе мы поговорим о правах ребёнка, то есть о ваших правах. Знаете ли вы свои права? Что входит в ваши обязанности? В каких документах отражены ваши права и обязанности? За что вы можете быть наказаны, и в какой форме выражается это наказание? Этому посвящен наш классный час. В его проведении мне помогут Аврамова Рита, Мельникова Рита, Белый Никита, Вяткин Саша, Китушин Кирилл, Обабков Данила.
-
20 НОЯБРЯ - ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ РЕБЁНКА.
-
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, Россия безоговорочно присоединилась к ней. ООН (Организацией Объединенных Наций) – это всемирная международная организация, а Конвенция – международно-правовой документ.
-
Кстати, в Конвенции сказано, что «ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста». Это значит, что даже усатого, но несовершеннолетнего человека можно считать ребенком. По российским законам совершеннолетие как раз наступает с 18 лет.
-
Признав Конвенцию, Россия заявила, что у российских детей есть немало прав.
-
Я – ребенок, я – человек, я должен иметь права.
-
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
-
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым.
-
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
-
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
-
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
-
Конвенция о правах ребенка – это достаточно большой документ, перечислим основные его положения:
-
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религи-озных или политических убеждений.
-
Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.
-
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
-
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
-
Статьи 12-13. Право свободно выражать свои взгляды и мнение.
-
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
-
Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
-
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
-
Статья 17. Право на доступ к информации.
-
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
-
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
-
Статья 28. Право на образование.
-
Статья 31. Право на отдых и досуг.
-
Статья 32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.
-
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
-
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
-
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
-
Остановимся чуть подробнее на некоторых статьях Конвенции.
-
Статья 31. Государства признают право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.
-
Дети имеют не только право на образование – ведь учёба – это труд, а всё время с утра до вечера учиться невозможно, это очень тяжело. Хочется ещё на коньках покататься, порисовать, сконструировать какую-нибудь модель самолёта или просто почитать. Об этих правах на свободное время говорится в статье 31.
-
Чтобы детям было интересно жить, открываются детские библиотеки и кинотеатры, театры кукол и цирки. А ещё музыкальные школы, спортивные секции и разнообразные кружки. И это всё для того, чтобы после уроков ребята могли заняться весёлым, интересным делом и хорошо отдохнуть.
-
Статья 37. Государства обеспечивают, чтобы ни один ребёнок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания.
-
Дети – это люди, и относится к ним надо как к людям. А взрослые иногда, даже желая добра, вместо того, чтобы убедить ребёнка, командуют, как в армии. Ребёнок обязательно должен понять, что от него хотят и зачем. Конечно, взрослые люди сильнее. Они могут заставить или наказать. И если наказывают несправедливо, то детей выручает статья 37, которая защищает детей от грубого обращения взрослых.
-
Значит, детей вообще нельзя наказывать? А если можно-то как?
-
Статья 37 защищает детей от жестокого и несправедливого наказания. Но если сын или дочь совершили плохой поступок – надо взрослым поговорить с ними, объяснить, почему так поступать нельзя. А если не поможет, то, например, не разрешить смотреть телевизор, не отпустить играть с друзьями...
-
А если родители жестоко обращаются со своими детьми, как можно помочь их детям?
-
Если родители жестоко обращаются с ребёнком, или не заботятся о нет, они могут быть лишены родительских прав. Это суровое наказание. И большое несчастье приходит в такую семью, потому что взрослые и дети после этого живут отдельно.
-
Конечно, взрослые тоже бывают не правы, но всем и взрослым и детям нужно уметь не только обижаться, но и прощать.
-
-
А взрослые тоже бывают не правы
-
И делают больно, любя.
-
И только лишь птицы, деревья и травы
-
Горою стоят за тебя.
-
Бывает, родной человек не поверит,
-
Учитель не сможет понять.
-
Но роща раскроет зелёные двери
-
И слезы поможет унять.
-
И солнышко будет во всю улыбаться,
-
И реченька – волны катить...
-
А взрослые могут, как мы, ошибаться,
-
Теряться, робеть и грустить.
-
Несовершеннолетние дети с момента рождения приобретают личные и имущественные права.
-
ЛИЧНЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
-
- на имя, отчество и фамилию, а также на изменение имени и фамилии;
-
- жить и воспитываться в семье;
-
- знать своих родителей, совместно проживать с ними, а также право на их заботу, воспитание ими и на всестороннее развитие;
-
- на уважение человеческого достоинства;
-
- на общение с родителями и другими родственниками;
-
- на защиту своих прав и законных интересов родителями (законными представителями);
-
- на самостоятельное обращение за защитой своих нарушенных прав и интересов в органы опеки и попечительства, а с 14 лет в судебные органы;
-
- на выражение своего мнения при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы. С 10 лет имеет право на обязательный учет своего мнения в ходе судебного и административного разбирательства;
-
- право на получение образования в соответствии с государственными стандартами.
-
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:
-
- на получение содержания от своих родителей;
-
- право на жилище и на защиту своих жилищных прав от злоупотреблений, в том числе и со стороны родителей (законных представителей);
-
- право собственности на имущество, полученное в наследство или дар, на заработную плату, стипендию, другие доходы, полученные им, а также на имущество, приобретенное на эти средства.
-
Конвенция – это не закон. Но Российское государство с ней согласилось. Значит, оно обязано принять такие законы, которые бы подтверждали: Россия готова защищать права ребенка.
-
Таких законов довольно много. Самый строгий из них – Уголовный кодекс Российской Федерации. В нем говорится и о тех преступлениях, которые нарушают права несовершеннолетних. За совершение каждого из них установлены очень серьезные уголовные наказания.
-
-
Помните: к сожалению, с некоторыми детьми случается то, что записано в статьях Уголовного кодекса. Ребенок может стать участником или жертвой преступления.
-
Чтобы не испортить себе жизнь, нужно вовремя сообразить, что происходит, и вспомнить: на стороне ребенка – закон. Он сурово накажет тех, кто нарушает права детей. Вот почему полезно знать, какие действия по закону являются преступлениями против несовершеннолетних.
-
Статьи Уголовного кодекса Российской Федерации
-
-
Статья 105. Убийство.
-
Статья 116. Побои (Нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль).
-
Статья 117. Истязания (Причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иных насильственных действий).
-
Статья 119. Угроза убийством или причинением тяжелого вреда здоровью.
-
Статья 125. Оставление в опасности.
-
Статья 127. Незаконное лишение свободы.
-
Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.
-
Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста).
-
Статья 151. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий (в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих средств, в занятии бродяжничеством или попрошайничеством, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста).
-
Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.
-
Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.
-
Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств...
-
Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией.
-
Мы пока говорили о правах детей, но у детей есть и обязанности, а также с определенного возраста несовершеннолетние несут ответственность за нарушение чьих-либо прав и законных интересов, за свое противоправное поведение. Начнем с наших обязанностей как обучающихся «Гимназии №57».
-
Глава 4 «Права и обязанности участников образовательного процесса».
-
4.5. Обучающиеся в Гимназии обязаны:
-
а) выполнять Устав Гимназии;
-
б) добросовестно учиться;
-
в) бережно относиться к имуществу Гимназии;
-
г) уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Гимназии;
-
д) выполнять требования работников Гимназии по соблюдению правил внутреннего распорядка.
-
4.6. Обучающимся Гимназии запрещается:
-
а) приносить, передавать, приобретать или использовать оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические вещества в помещении и на территории Гимназии;
-
б) использовать в помещении и на территории Гимназии любые средства или вещества, приводящие к взрывам и пожарам;
-
в) применять физическую силу для выяснения отношений, запугивания и вымогательства;
-
г) производить любые действия, влекущие за собой опасные последствия для окружающих.
-
4.8. По решению Совета Гимназии за совершенные неоднократно грубые нарушения Устава Гимназии допускается исключение из Гимназии обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет.
-
Грубым нарушением Устава признается нарушение, которое повлекло или реально могло повлечь за собой тяжкие последствия в виде:
-
- причинения ущерба жизни и здоровью обучающихся, сотрудников, посетителей Гимназии;
-
- причинения ущерба имуществу Гимназии, имуществу обучающихся, сотрудников, посетителей Гимназии;
-
- дезорганизация образовательного процесса Гимназии (за ложное сообщение об акте терроризма и др.)
-
Кроме того, грубыми нарушениями Устава также признаются:
-
- появление обучающегося в помещении и на территории Гимназии в состоянии опьянения во время учебного процесса;
-
- оскорбление педагогических работников и иных сотрудников Гимназии.
-
В Уголовном кодексе Российской Федерации, в Кодексе об административных правонарушениях говорится об ответственности, которая налагается на несовершеннолетних.
-
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
-
-
С 14 лет несовершеннолетние несут самостоятельную имущественную ответственность по сделкам совершенным ими самостоятельно или с письменного согласия родителей (законных представителей), а также за причиненный ими вред. В случае если у несовершеннолетнего нет имущества или заработка, достаточного для возмещения вреда, вред возмещают его родители (законные представители).
-
За вред, причиненный несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, ответственность несут его родители (законные представители).
-
С 16 лет несовершеннолетние несут административную ответственность за совершение административных правонарушений. За противоправные действия несовершеннолетних в возрасте до 16 лет ответственность несут их родители (законные представители).
-
С 16 лет несовершеннолетние несут уголовную ответственность за совершение преступлений. За отдельные виды преступлений уголовная ответственность наступает с 14 лет (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, кража, грабеж, разбой, вымогательство, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения и другие преступления, предусмотренные п.2 ст.20 Уголовного кодекса Российской Федерации).
-
НЕБОЛЬШОЙ ПРАКТИКУМ.
-
-
Учитель. Сегодня мы познакомились с большим количеством прав и обязанностей детей. Определите, какие права несовершеннолетнего ребенка были нарушены в следующих случаях:
-
- в больнице ребенку перелили зараженную кровь;
-
- 15-летнему подростку запретили посещать церковь;
-
- прочитали записку, адресованную школьнику;
-
- отчислили из школы из-за перемены места жительства;
-
- 14-летнему подростку разрешили участвовать в боях;
-
- 17-летнюю девушку не допустили к экзаменам в военное училище.
-
Учитель. Сегодня мы поговорили о ваших правах и обязанностях. Пользуйтесь своими правами, отстаивайте свои права, но не забывайте и о многочисленных своих обязанностях.
-
Товарищи взрослые и дети!
-
За своё будущее мы всегда в ответе!
-
Права и обязанности свои знайте,
-
Хорошими людьми вырастайте!
-
На классном часе присутствовала Коваленко Надежда Яковлевна – заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Гимназия №57». Она разъяснила ученикам некоторые положения Устава гимназии, сказала о важности соблюдения обучающимися своих обязанностей.