С.Т. Шацкий не создал своей собственной дидактической системы, т.е. не существует теории обучения по Шацкому, однако он признавался, что «мысли о том, как по-настоящему нужно учить и воспитывать детей, а главное, как к ним относиться, очень часто приходили мне в голову» (1,52).
Идеи, высказанные Шацким относительно проблем содержания, методов, организационных форм обучения, взаимоотношений участников процесса обучения, взаимодействия школы и среды существенно повлияли на развитие отечественной дидактики.
Шацкий Станислав Теофилович (1878 – 1934)
Важным этапом в формировании дидактических взглядов можно считать работу С.Т. Шацкого в качестве репетитора. Первое предложение испытать себя в этом качестве поступило когда он учился в гимназии, в студенческие же годы это занятие стало для него одним из источников существования. Первоначально, давая уроки, С.Т. Шацкий готовил своих учеников к экзаменам, потом, под влиянием работ Л.Н.Толстого, он отказался от репетиторства, и только несколько лет спустя, когда у него сложился ряд взглядов на то, как надо учить детей, он вновь принялся за занятия с ними. При этом родителям ставилось условие, что уроки с их детьми будут не подготовкой к экзаменам, а просто развивающими занятиями. С.Т. Шацкий немного пишет об этой стороне своей деятельности в студенческие годы, однако замечает, что «в работе с учениками у меня был единственный методический прием: предлагать самостоятельное решение новых задач в возможно большем количестве» (3,153).
Продолжая критиковать существующую систему образования, С.Т. Шацкий пытается найти выход, предложить пути решения образовательных проблем. Конструктивный этап в формировании дидактических взглядов С.Т. Шацкого начинается с работы в обществе «Сетлемент». В его жизни наступает период борьбы за «создание детского царства» (4,197).
С.Т. Шацкий отмечает: «Руководители школы, не удовлетворяясь той постановкой школьного дела, при которой дети, главным образом, пассивно воспринимают школьную науку, работая почти исключительно памятью, не удовлетворяясь таким обучением, не свойственным натуре ребенка, стремились дать ученикам, кроме умственной, физическую и художественную работу» (5,280). Он подмечает также, что ребенок приобретает познания прочнее и глубже, если он сам изображает, как может, те явления или делает те предметы, о которых ему говорят, таким образом, у него систематически упражняются и зрение, и слух, и мускулы, приобретается некоторый навык к работе и развиваются творческие способности (5,280).
Авторитет старших только тогда действителен, полезен и высок, когда в нем нет принудительного элемента. Дети должны чувствовать доверие к себе со стороны взрослых, а для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям.
Анализируя высказывания С.Т. Шацкого, можно провести сравнительную характеристику традиционного обучения, подвергавшегося им критике, и педагогического процесса, который он назвал «Детским царством» и который внедрял в созданных им обществах.
Сравнительная характеристика
систем традиционного обучения и «Детского царства»
Параметры
Традиционное обучение
«Детское царство»
Цели обучения
Усвоение ЗУН
Развитие природы ребёнка (ума, воли, чувств)
Методы обучения
Объяснительно-иллюстративные
(методы сообщения готовых знаний)
Самостоятельная деятельность детей;
Исследовательские методы
Учитель
Дающий знания
Педагог выступает в роли равного друга
Ученик
Объект обучения, пассивный слушатель
Ребёнок – высшая ценность
Если мы посмотрим на педагогический процесс «Детское царство», то можно увидеть элементы личностно-ориентированного, развивающего обучения, элементы технологии сотрудничества.
Остановлюсь подробнее на методах обучения.
В статье «О том, как мы учим и как следует учить» С.Т. Шацкий пишет о необходимости научить детей приемам самостоятельной работы. Объяснения учителя должны быть краткими и понятными. Это позволит больше времени уделить самостоятельной работе учащихся. Ученик не должен по-всякому поводу обращаться к учителю, под рукой у него должен быть необходимый для работы материал. Если задание сложное, то учитель должен так его расчленить на части, чтобы последовательное выполнение всех этапов привело к выполнению задания силами самих учащихся.
Учебный процесс в школе С.Т. Шацкий пытался перестроить с учетом включения элементов исследовательской деятельности детей.
Действительно, школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, но она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
Не отрицается, конечно, большая роль объяснительно-иллюстративного метода, который дает возможность получения учащимся большого количества сведений, направлен на быстрое запоминание готовых выводов, правил, формул и является наилучшим для подготовки к экзаменам.
Однако каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию. В наиболее обобщенном виде исследовательское обучение предполагает, что учащийся ставит проблему, которую необходимо разрешить, выдвигает гипотезу – предлагает возможные решения проблемы, проверяет ее, на основе полученных данных делает выводы и обобщения.
У нас в гимназии ведется работа в этом направлении, действует научное общество учащихся старших классов «Три кита». Изучив приемы и этапы научных исследований, старшеклассники выполняют научно-исследовательские работы по разным учебным дисциплинам.
На уроках сделать учеников активными участниками процесса обучения нам позволяют эвристические беседы, создание проблемных ситуаций, решение развивающих задач, выполнение практических работ исследовательского характера, выполнение творческих работ.
С.Т. Шацкий отмечал также, что учащиеся должны видеть практическую значимость содержания получаемых знаний.
Действительно, интерес к изучению того или иного вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека, находятся в тесном единстве и переплетаются. Многих учащихся в учебных предметах интересует не теоретический аспект, а те советы и рекомендации, которые они могут извлечь из них для своей практической деятельности.
Зная такую особенность детей, изложение многих тем, например, в учебниках математики начинается с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов.
Кроме того, математика имеет существенное преимущество перед другими школьными предметами в том, что она с помощью задач почти на каждом уроке может касаться самых разнообразных явлений природы и окружающей жизни.
Для привития интереса к задачам и формирования познавательной активности учащихся можно использовать на уроках задачи с биологическим, географическим, историческим, литературным, экономическим, бытовым и сказочным сюжетом. Для развития креативных способностей школьников можно предлагать им самим составлять задачи по изучаемой теме с самостоятельно выбранным сюжетом.
В заключение хочу сказать, что идеи С.Т. Шацкого, оказавшие влияние на развитие отечественной дидактики начала 20-го века, достаточно современны и сегодня.