Готовясь к сегодняшнему выступлению, познакомилась с некоторой психолого-педагогической литературой по теме «Одаренные дети». Со многими положениями исследователей по этой проблеме согласна, потому что находила подтверждение выводов ученых в своей учительской практике.
Как я представляю понятие «одаренность» детей, есть ли у нас одаренные дети и в чем я вижу свою задачу в работе с ними?
Философ М. Монтень говорил: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный». Немного изменим его слова. Если мозг хорошо устроенный хорошо наполнить, то мы будем иметь «одаренность».
Одаренные дети резко выделяются из среды сверстников высоким умственным развитием, которое является следствием как природных задатков, так и благоприятных условий воспитания.
Математика является одним из тех предметов, где индивидуальные особенности психики (внимание, восприятие, память, мышление, воображение) имеют решающее значение для его усвоения. Эти особенности порождают и различия в знаниях – их глубине, прочности, обобщенности. По этим качествам знаний обычно судят об одаренности детей.
Исследователи, занимающиеся проблемой математических способностей детей, отмечают, что большинству их свойственны:
1) Такая особенность психики, как гибкость мышления, т.е. нешаблонность, неординарность, умение выходить за пределы привычного способа деятельности, находить новые способы решения проблемы.
2) Постоянная потребность в возобновлении и усложнении умственной нагрузки, что влечет за собой постоянное повышение уровня достижений.
3) Совершенная саморегуляция. Одаренный ребенок способен на полную мобилизацию сил для достижения цели, а неудачи только заставляют его с упорством стремиться их преодолеть.
4) Повышенная работоспособность. Длительны интеллектуальные нагрузки не утомляют этого ребенка, наоборот, он чувствует себя хорошо именно в ситуации наличия проблемы, требующей решения.
В 5-6-х классах достаточно легко выявить способных к математике детей. С целью выявления, а так же для удовлетворения интеллектуальных потребностей детей на уроках использую задания для развития учащихся, задачи на смекалку, задачи математического конкурса «Кенгуру» и т.д. Несмотря на шутливость, занимательность некоторых задач, многие из них могут быть первыми ступенями на пути к серьезным занятиям математикой.
Во многие самостоятельные работы включаю дополнительные внепрограммные задания. Иногда можно слышать голос: «А мы таких задач не решали!» Этот ученик не достиг даже элементарного уровня творчества. Сразу видны те, кто способны на творчество, пусть даже элементарное.
Кстати, учебник математики авторов Дорофеева Г.И. и Шарыгина И.Ф., по которому мы работаем с 6-ми классами, позволяет детям проявлять изобретательность, находчивость и другие полезные качества. Выбранная авторами последовательность изложения тем, совершенно отличается от учебников других авторов. В них уже в 5-м классе рассматривается тема «Решение задач составлением уравнений».
При решении задач с помощью уравнений нет нужды проявлять изобретательность – весь процесс мышления укладывается в известный алгоритм составления и решения уравнения.
В результате работы с 5-классниками смогла выявить способных к математике учащихся. Назову некоторых из них: Глухих Алеша, Кайгородцева Алина, Сорокина Надя, Федоров Олег.
30 сентября этого года Центром дополнительного математического образования был проведен I тур математической олимпиады. Из 6-х классов города в ней приняли участие 146 человек, из нашей гимназии – 12 учащихся. Во второй тур были отобраны 24 человека, среди них – 7 моих учеников. Такой хороший результат, по-моему, является следствием удачно выбранного учебника, а так же решения на уроках разноуровневых и нестандартных задач.
На примере одной задачи продемонстрирую преимущества нашего учебника.
Задача № 279.
На дворе бегают гуси и поросята. У всех вместе 20 голов и 52 ноги. Сколько на дворе гусей и сколько поросят?
С помощью уравнения задача решается следующим образом.
Обозначим за х – число поросят. Всего голов 20, следовательно, 20 животных, тогда гусей (20 – х).
У каждого поросенка 4 ноги, тогда 4х ног у всех поросят. У гусей по 2 ноги, значит, ног у всех гусей.
Так как всего 52 ноги, то составим уравнение: 4x + 2 · (20 - x) = 52.
Трудности, возникающие при решении задачи, носят чисто технический характер, не требуют проявлять творческую оригинальность и уметь выработать собственный метод их решения.
Раннее введение уравнений обедняет возможности математики. Кроме того, введение уравнений на ранней стадии обучения не отвечает природе детского мышления. Мы решаем такие задачи арифметическим способом, без уравнений. Дети учатся рассуждать, живо представляя себе происходящее.
Решим задачу без уравнения. Примерный диалог с классом может быть следующим.
– Представим, что к скотному двору подошла хозяйка и поманила животных морковкой.
Все поросята передними ногами оперлись о забор. Сколько ног будет стоять на земле?
1) 20 · 2 = 40 (ног)
– 40 ног.
– Но в условии даны 52 ноги, где же остальные?
– Остальные – это передние ноги поросят.
– Сколько их?
2) 52 - 40 = 12 (ног)
– 12.
– Сколько же поросят?
3) 12 : 2 = 6 (поросят)
– 6.
– А гусей?
4) 20 - 6 = 14 (гусей)
– 14.
Такое решение более естественное (так как дети все это могут представить) и полезнее для развития школьников.
Младший и средний школьный возраст – это период, когда родители представляют собой огромный источник умственного воспитания ребенка. Исследователи феномена одаренности считают, что атмосфера в семье одаренного ребенка способствует его развитию.
Если обратимся к протоколу олимпиады, то I место занял Бесман Михаил, учащийся 48 школы. Его отец, Бесман Владислав, в институте был самым умным молодым человеком на курсе. Наследственные задатки и благоприятная их развитию атмосфера в семье дали такой результат.
Возникает вопрос: будут ли дети, которые так удачно выступили на олимпиаде и в дальнейшем показывать такие же хорошие результаты?
Естественно, что не все «вундеркинды» становятся «вундерюношами». Психологи придумали даже специальный термин «затухание одаренности».
«Затухание» может быть обусловлено разными причинами. Одна из них – отсутствие в структуре одаренности творческого компонента. Нередко причиной неполной реализации задатков является отсутствие волевых качеств. Еще одна важная причина – это несоответствие потребностей дальнейшего развития одаренного ребенка условиям обучения и воспитания.
Психологи рассуждают: чтобы сохранить разрыв в умственном развитии и тем самым право считаться одаренным, выдающимся, вундеркинд должен приобретать другие, не менее опережающие знания, умения и навыки. В этом детям должны помогать родители, учителя, либо те и другие вместе.
Считаю, с одаренными детьми надо заниматься по специальным программам, которые содержат элементы «обогащения» знаниями и «ускорения». В условиях работы со смешанным классом не удается обеспечить таким детям соответствующую интеллектуальную нагрузку.
Свою задачу в работе с одаренными детьми вижу в их выявлении и организации их дальнейшего развития. Оптимальным вариантом считаю направление способных к математике детей в Центр дополнительного математического образования. Математика – единственная учебная дисциплина, для которой в г. Кургане существует Центр дополнительного образования. Руководитель центра Южаков Олег Иванович, разработал пакет специальных дидактических материалов для работы с одаренными учащимися с 5-го по 11-й классы.
Но здесь возникает следующая трудность. На основе анализа большого количества биографий выдающихся людей психологи пришли к выводу: у детей раньше всего проявляются музыкальные, затем следуют таланты в сфере живописи, скульптуры, литературы, истории и, наконец, естествознания.
И действительно, к началу 6-го класс Кайгородцева Алина, о которой я уже говорила, три дня в неделю ходит в художественную школу, а другие три дня – к репетитору по иностранному языку. Девочка учится на одни пятерки по всем предметам, занята дополнительными занятиями 6 раз в неделю, поэтому трудно убедить родителей записать ее еще в математический кружок. Федоров Олег как раз во время занятий математического кружка занимается теннисом. Родителей тоже можно понять, когда они думают о здоровье ребенка, хотя мне бы, конечно, хотелось всех их записать в математический кружок.
В заключении хочу сказать: без воспитания трудолюбия у учащихся невозможно добиваться высоких результатов. Кроме того, для них важен успех, тогда они загораются и им самим хочется работать над собой.