СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
00:14
Современный урок в контексте управления качеством образования
(Выступление на педагогическом совете)
В школе учащиеся приобщаются к будущей трудовой деятельности через учебу – главный труд ученика, причем труд кропотливый и тяжелый. По шесть – семь уроков ежедневно, месяцы и годы. Вполне естественно, что не всем под силу такой напряженный труд, учащиеся устают, отвлекаются, а некоторые просто бездельничают.
Каждый из нас огорчается, видя на своих уроках скучающие лица, когда же ученики работают увлеченно, то и учитель испытывает удовлетворение.
К.Д. Ушинский указывал, что «приохотить» ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. Как сделать учение привлекательным? Как поддерживать внимание учащихся в течение длительного времени? Ученый
Пойа говорил: «Обучение – это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков».
Я расскажу о некоторых «методических уловках», к которым иногда прибегаю в своей работе для создания положительного эмоционального настроя учащихся на уроке, для облегчения усвоения ими такой сложной учебной дисциплины, как математика.
В этом учебном году я работаю с восьмыми и десятыми классами, поэтому буду говорить о некоторых приемах обучения, используемых мною в этих классах.
Иногда начинаю урок не с сообщения темы, а предлагаю учащимся ребус, разгадав который они узнают ключевое слово новой темы.
Например, назовите тему урока геометрии в 8-м классе.
Здесь (рис. 1) зашифровано ключевое слово темы «Модуль действительного числа» (алгебра, 8 кл.).
Разгадав этот ребус (рис. 2), учащиеся узнают имя ученого, теорему которого будут изучать на уроке «Теорема Виета» (алгебра, 8 кл.).
Рис. 1
Рис. 2
После сообщения темы и образовательной цели урока убеждаю учащихся в ее значимости и необходимости изучения. Например, при изучении темы «Основные тригонометрические тождества» (геометрия, 8 кл.) рассказала учащимся о том, что наука тригонометрия вызвана к жизни потребностями астрономии. А именно, тригонометрические знания нужны для определения положения небесных светил, составления карты звездного неба, предсказания солнечных затмений, расчетов траекторий комет и т.п.
Если на уроке вводится новый материал, то рассказываю учащимся об истории его происхождения. Например, тема «Четырехугольники» (геометрия, 8 кл.). Учащиеся узнали, почему на картах бубновой масти изображен ромб. Слово «ромб» происходит от греческого слова «ромбос», означающего «бубен». Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше бубны имели форму ромба. После небольшой исторической справки дети с большей активностью принимают участие в изучении нового объекта.
При изучении математики ученикам обычно сообщаются уже сформулированные теоремы, готовые доказательства. Рассмотрим, например, урок геометрии в 10 классе по теме «Перпендикулярность плоскостей». Признак перпендикулярности плоскостей может сформулировать сам учитель, то есть: «Если плоскость проходит через прямую, перпендикулярную другой плоскости, то эти плоскости перпендикулярны». Учащимся остается только выучить теорему и применять при решении задач. Следствиями такого обучения являются зубрежка, пассивность учащихся, непрочные знания.
Э. Кант утверждал: «Не мыслям надобно учить, а учить мыслить», поэтому лучше формулировку теоремы не давать в готовом виде, а организовать работу класса так, чтобы учащиеся сформулировали теорему самостоятельно. Я начинаю урок по этой теме с рассмотрения реальной ситуации: «Стены здания возводят вертикально. Как же строители осуществляют контроль за этим?» В ходе беседы с учащимися выясняется, что для этого строители используют отвес. Отвес, перпендикулярный фундаменту, прикладывается к возводимой стене. Если стена и отвес плотно прилегают друг к другу, то строители делают вывод, что стена перпендикулярна фундаменту. После этого предлагаю учащимся заменить строительную терминологию на геометрическую, в результате чего сами учащиеся формулируют признак перпендикулярности плоскостей.
Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным. Сказки любят все: и маленькие и большие. Используя сказку Льва Толстого «Три медведя» и иллюстрации к ней, объясняю тему «Подобие произвольных фигур» (геометрия, 8 кл.).
После уроков изучения нового материала идут уроки по закреплению изученного и отработки навыков, это может быть целая серия уроков. На таких уроках ученики, как правило, теряют интерес и внимание, так как приходится решать множество однотипных задач и примеров. Для проведения таких уроков использую игровые ситуации, такие как эстафета, математический футбол, разгадывание зашифрованного слова. Дидактические игры хорошо уживаются с «серьезным» учением. А можно провести урок в нетрадиционной форме, в виде соревнования, путешествия, лабиринта и других.
Академик Ю.М. Колягин подсчитал, что школьники за время обучения в школе решают свыше 20 тысяч задач, но все - равно многие учащиеся решают их с трудом. Возможно, одна из причин нелюбви детей к задачам кроется в отсутствии в школьных задачах познавательной жизненной информации. Для привития интереса учащихся к задачам использую задачи с биологическим, географическим, историческим, бытовым содержаниями.
На уроках геометрии предлагаю учащимся задачи по готовым чертежам. Дети их любят, так как решение не надо письменно оформлять, что позволяет увеличить темп работы.
Неприятие математики многими учащимися связано с необходимостью заучивать наизусть массу формул и не всегда до конца понятных формулировок. Чтобы облегчить учащимся их усвоение, использую методические уловки. Приведу пример одной из них.
Известно, что при решении простейших тригонометрических неравенств вида cos > a, sin > a (алгебра, 10кл.) используют тригонометрический круг. При этом возникает затруднение при проведении хорд, параллельных осям координат.
Рис. 3
Рис. 4
Учащиеся путаются, забывают, какую хорду в каком случае рассматривать. Помогает памяти следующее правило. При произнесении слова «синус» ударная буква «и» вытягивает губы в «горизонтальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенства вида sin > a надо провести горизонтальную хорду (рис. 3). Аналогично для косинуса. Здесь ударная гласная «о» в слове «косинус» вытягивает губы в «вертикальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенства вида cos > a необходимо провести хорду, параллельную оси ординат (рис. 4).
В качестве домашних заданий на ряду с традиционными дети получают и такие задания. В конце изучения темы «Симметрия относительно точки и прямой» (геометрия, 8 кл.) предложила учащимся осуществить эти преобразования над выбранной ими фигурой.
При изучении «Подобия произвольных фигур» (геометрия, 8 кл.) дала учащимся задание отыскать два подобных изображения и определить коэффициент их подобия. Вот некоторые работы учащихся (демонстрирую). Дети с удовольствием выполняют такие задания и лучше усваивают тему.
Использование приемов, о которых я рассказала, позволяет заинтересовать учащихся, сделать их более активными участниками процесса обучения и положительно влияет на качество оценок.