Михаил Васильевич Ломоносов – учёный, поэт, художник, человек энциклопедических знаний. Разнообразие интересов Ломоносова было столь велико и его открытия столь значительны, что в Западной Европе одно время были уверены в существовании двух Ломоносовых – поэта и естествоиспытателя. У А.С. Пушкина есть замечательные строки: «Ломоносов был великий человек… Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Слайд 2. Человек исключительного ума, огромной силы воли, кипучей энергии, неутолимой жажды деятельности, Ломоносов считал, что долг каждого – трудиться не покладая рук для пользы общества, для блага народа, а если надо, отдать жизнь во имя Родины. Он писал: Какая польза тем, что в старости глубокой И в тьме бесславия кончают долгий век! Добротами всходить на верх хвалы высокой И славно умереть родился человек. Эти строки, написанные Ломоносовым, можно поставить эпиграфом к его собственной необыкновенной судьбе и творческой деятельности. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинское (ныне – село Ломоносово) вблизи села Холмогоры Архангельской губернии. Его отец Василий Дорофеевич был неграмотным крестьянином, занимавшимся рыбным промыслом, мать – Елена Ивановна – была дочерью дьячка. Именно она показала сыну буквы в единственной имевшейся в доме книге – библии. На 12-м году жизни он обучался грамоте у местного дьячка.
Слайд 3. Стремление учиться в нём непреодолимо росло. Но в родных местах существовало только одно учебное заведение – духовное училище, в которое крестьянских детей не принимали. В возрасте 19 лет молодой человек пришёл к мысли уйти учиться в Москву. Объявив себя сыном холмогорского дворянина, Ломоносов поступает в Славяно-греческую академия. Там он с редким упорством приступает к обучению. В академии преподавали славянский, греческий и латинский языки, арифметику, риторику, стихосложение, богословие. Позже в академии узнали о действительном происхождении Ломоносова, но успехи его во всех предметах были так велики, что обман остался вез последствий.
Слайд 4. В возрасте 25 лет Ломоносова в числе трёх лучших студентов направляют для учёбы в Германии. Там он обучается немецкому языку и механике, рисованию и экспериментальной физике, архитектуре и гидравлике, пиротехнике и фортификации и многому другому. Русские студенты голодают, влезают в долги, но учатся. И вскоре «мне не только нечего было есть, но и нечему было учиться: приборное дело я уже изучил; химия была закончена», - писал М.В. Ломоносов.
Слайд 5. В 30-летнем возрасте он возвращается на родину в Петербург. Невероятен путь Ломоносова: в Москву пришёл самоучка, в Петербург возвратился один из самых образованных, если не сказать самый образованный человек столетия. Ломоносов полон искреннего желания «наукою моею отечеству пользу чинить», как говорил он сам. Ломоносов успешно выполняет поручения Петербургской Академии и вскоре его назначают профессором химии. Как живётся в это время учёному? Год в академии не платят жалования. Жена болеет, и не на что купить лекарства. Несмотря на большие лишения, ненависть со стороны завистников таланта Ломоносова, в оставшиеся 22 года жизни ему удалось совершить фундаментальные открытия в химии, физике, географии и истории, в горном деле, металлургии и филологии. Остановимся подробнее на исследованиях учёного.
Слайд 6. Ломоносов был самым выдающимся химиком своего времени. Огромное значение имеет отрытый им закон сохранения материи. Учёный его сформулировал так: «… все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавиться, то это отнимается у чего-то другого».
Слайд 7. Не менее ценными были исследования Ломоносова в области физики. Из чего созданы камни, земля, воздух, вода, растения, кости и кровь животных? Ломоносов высказал очень прогрессивную для того времени мысль, что мир состоит из атомов и молекул («карпускулов», как говорили тогда).
Слайд 8. От физики тел Ломоносов переходит к физике атмосферных явлений. Здесь его эксперименты также дали интересные результаты. Тщательно изучая природу молний, он высказал предположение о том, что электрические разряды образуются в момент «трения» частиц воздушных паров. Однажды его чуть не убило молнией. Этот случай заставил учёного искать способ управления электрической силой, и Ломоносов изобрёл громоотвод, чтобы отводить молнии в землю. Кроме того, учёный разработал теорию света и цвета и объяснил причины северных сеяний. Большой вклад внёс Ломоносов в развитие метеорологии. Для получения данных о состоянии верхних слоёв атмосферы он изобрёл «аэродинамическую машину». Это позволило составлять более точные, чем в Европе, метеокарты и прогнозы.
Слайд 9. Особенно нужно сказать об астрономических открытиях Ломоносова. В последнее десятилетие своей деятельности он вёл регулярные наблюдения за звёздным небом с помощью сконструированного им самим телескопа. В 1761 г. он наблюдал прохождение Венеры по диску Солнца. В разных точках Земли это явление наблюдали многие астрономы и отметили расплывчатость краёв диска Венеры, но не сделали из наблюдений необходимого вывода. Лишь Ломоносов дал правильное объяснение, заключив, что на Венере имеется атмосфера. К сожалению, в ту пору учёный мир не заметил замечательного открытия Ломоносова и оно было переоткрыто лишь спустя 121 год. Заслуживает упоминания изобретённая учёным «ночезрительная труба», позволяющая в темноте лучше видеть окружающие предметы. Сейчас этот прибор ночного видения усовершенствовали и широко используют.
Слайд 10. В других областях знаний Ломоносов также шёл впереди своего века, обгоняя его на многие десятилетия. В минералогии, например, он не только раскрыл происхождение многих ископаемых – угля, торфа, сланца, но и указал возможные места их добычи.
Слайд 11. В 1758 году Ломоносов возглавил Географический департамент Академии наук. Учёный собирает материалы для «Нового российского атласа», изучает возможности развития речного судоходства, предлагает меры по охране лесов, ставит вопрос о необходимости развития сельского хозяйства, обновляет географические карты страны.
Слайд 12. Ломоносов был крупнейшим историком своего времени. Его основные сочинения – «Древняя Российская история», замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа российского», и «Краткое описание разных путешествий по северным морям...» и др. Ломоносов разработал историческую концепцию, в которой подчеркивал решающую роль Православия, Самодержавия и духовно-нравственных ценностей русского народа в формировании Российского государства. Выдвинутая Ломоносовым теория славяно-чудского происхождения Древней Руси была принята позднейшей историографией.
Слайд 13. Титанические усилия Ломоносов предпринял для развития в стране производства цветных стёкол. Дело в том, что на покупку итальянских стёкол, считавшихся лучшими в мире, тратились немалые средства из государственной казны. Изготовленные Ломоносовым стёкла были не хуже итальянских.
Слайд 14. Он создал несколько мозаичных портретов и уникальную по своим размерам (более 30кв.м.) и отделке мозаичную картину «Полтавская баталия».
Слайд 15. Широко разнообразие интересов Ломоносова. Оказывается, он внёс огромный вклад в создание русского литературного языка. Литературный язык до Ломоносова отличался обилием невразумительных церковнославянских слов. Он считал необходимым ограничить использование устаревших слов. А также сблизить литературный язык с разговорной речью. Написанный им учебник «Российская грамматика» открыл доступ к образованию самым широким слоям населения. Недаром «Петром Великим русской литературы» назвал Ломоносова В.Г. Белинский.
Слайд 16. Ко всем уже перечисленным достоинствам Ломоносова нужно ещё добавить. Что он писал стихи и оды. Многие строки Ломоносова стали крылатыми. Науки юношей питают Отраду старым подают. Открылась бездна, звёзд полна, Звездам числа нет, бездне дна.
Слайд 17. М.В. Ломоносов не совершил открытий в области математики, но он ценил эту науку как помощницу всем другим наукам. «Всё, что до того было в этих науках (химия, гидравлика, аэрометрия, оптика и др.) темно, сомнительно и недостоверно, математика сделала ясным, достоверным и очевидным». Учёный придавал математике исключительно большое значение в деле познания природы и развития интеллекта. «Химия – правая рука физики, математика – её глаз». «Слеп физик без математики». «Стремящийся к изучению химии должен быть сведущ и в математике». «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит». «Геометрия – правительница всех мысленных изысканий».
Слайд 18. И это ещё не всё! Михаил Васильевич Ломоносов – не только учёный, поэт, художник, но и великий русский просветитель. Он добился создания первого в стране Московского университета, носящего теперь его имя. У вас после всего рассказанного может возникнуть естественный вопрос: как в таком суровом крае, как Архангельская губерния, вдали от культурных центров мог появиться и вырасти столь разносторонний и увлечённый познанием человек? Библиографы Ломоносова (люди, изучающие его жизнь и деятельность), считают, что в этом главную роль сыграли две вещи: талант Ломоносова и его железная воля.
Слайд 19. Умер М.В. Ломоносов в 1765 г. в возрасте 54 лет.
Слайд 20. Пожалуй, никто так ярко и широко не сказал о Ломоносове, как А. С. Пушкин: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он всё испытал и всё проник: первый углубляется в историю отечества, утверждает правила общественного языка его, дает законы и образцы классического красноречия, учреждает фабрику, сам сооружает махины, дарит художества мозаическими произведениями и наконец открывает нам истинные источники нашего поэтического языка».
Слайд 21. Именем Ломоносова названы:
Учреждения науки, образования и культуры: музеи, университеты, академии, гимназии, лицеи, школы в разных городах России.
Географические объекты: Хребет Ломоносова, Полуостров Ломоносова, Кратер Ломоносов на Луне.
Населенные пункты, улицы, площади, станции метро, мосты.
Морское течение: Ломоносова течение – холодное течение в Атлантическом океане.
Мы думаем, что своим сообщением убедили вас в справедливости слов, что Михаил Васильевич Ломоносов – человек энциклопедических знаний.
Литература.
Гнеденко Б.В., Жидков Н.П. Великий русский учёный и просветитель Михаил Васильевич Ломоносов. // Журнал «Математика в школе». Детская энциклопедия, том 11, 1976, с.78.
Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся. – М. Просвещение, 1987.
Маркин Э. Три жизни Михаила Ломоносова. // Журнал «Крестьянка», №11, 1986.
Щеблыкин И.П. Михаил Васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся. – М. Просвещение, 1993.