«Одна голова – хорошо, а две – лучше»
урок занимательной математики, урок – соревнование
5 класс
Класс делится на 3 команды. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, выигрывает та команда, которая наберёт наибольшее количество баллов.
1 задание «Интеллектуальная разминка».
Вопросы I команде:
1. Кто становится выше, когда садится? (Собака)
2. Как называется инструмент для построения окружностей? (Циркуль)
3. Одно яйцо варится 4 минуты. Сколько минут нужно варить 5 яиц? (4 минуты)
4. Подряд стоят 6 стаканов: 3 с водой и 3 пустые. Дотронувшись рукой лишь до одного стакана, добейтесь, чтобы пустые и полные стаканы чередовались.
5. Если на некоторую геометрическую фигуру посмотреть сбоку, то увидишь треугольник, а если сверху – круг. Что это за геометрическая фигура? (Конус)
6. Отгадайте 2 ребуса:
(Диаметр, знак)
Вопросы II команде:
1. Что становится легче, когда его наполняют? (Резиновый шарик)
2. Как называется прибор для измерения углов? (Транспортир)
3. Что тяжелее: тонна пуха или тонна железа? (Одинаковы)
4. Два землекопа выкапывают 2 метра канавы за 2 часа. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы? (2 землекопа)
5. Если на некоторую геометрическую фигуру посмотреть сбоку, то увидишь круг, если сверху – тоже круг. Что это за геометрическая фигура? (Шар)
6. Отгадайте 2 ребуса:
(Вершина, диагональ)
Вопросы III команде:
1. Один человек купил трёх коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла? (По земле)
2. Мотоциклист ехал в посёлок. По дороге он встретил 3 легковые машины и 2 грузовика. Сколько всего транспорта шло в посёлок? (Один мотоциклист)
3. Сколько граней у не очинённого 6-гранного карандаша? (8 граней)
4. Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит кирпич? (4 кг)
5. Если на некоторую геометрическую фигуру посмотреть сбоку, то увидишь прямоугольник, если сверху – тоже круг. Что это за геометрическая фигура? (Цилиндр)
6. Отгадайте 2 ребуса:
(Точка, числитель)
Переходим к командным конкурсам. Всем командам даётся одно и то же задание. Ответы команды пишут на листочке и сразу отдают для проверки. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
Задача 1. Сколько всего треугольников в фигуре? (20)
Задача 2. Художник получил задание написать номера на дверях номеров в гостинице. Всего в гостинице 100 номеров. Сколько раз ему придётся писать цифру «9»? (20 раз: 9, 19, 29, 39, 49, 59, 69, 79, 89, 99, 90, 91, 92, 93, 94, 95, 96, 97, 98).
Задача 3. В будках живут сторожевые собаки. Алый терпеть не может Полкана, поэтому их будки не рядом. Полкан не переносит Рекса – их домики стоят врозь. Рекс недолюбливает Мухтара, поэтому их домики не соседние. Крайняя слева будка Рекса. В какой будке живёт Мухтар?Ответ: 1) Рекс, 2) Алый, 3) Мухтар, 4) Полкан.
Задача 4. Квадрат разделён на 9 клеток. В двух из них поставлены красный и синий кружки. Необходимо расположить в каждой из остальных клеток квадрата по одному из кружков либо красного, либо синего, либо зелёного цвета, но так, чтобы в каждом столбце и каждой строке были кружки разного цвета.
Ответ:
Задача 5. Нарисуйте портрет ученика, используя только математические знаки и геометрические фигуры. (Командам выдаётся альбомный лист. 1, 2, 3 балла – за самый красивый рисунок.)
Задача 6. Аукцион пословиц и поговорок. (Спрашиваются команды по очереди. Первая выбывшая команда набирает 1 балл, вторая – 2 балла, победитель аукциона – 3 балла.)
Одна голова – хорошо, а …
Один в поле …
Одна рука узла не вяжет
У семи нянек дитя без глазу
Семь раз отмерь – …
Хвастуну цена – три копейки
На седьмом небе от …
Семеро одного не …
Не имей сто рублей, а имей …
За двумя зайцами погонишься …
Сам не дерусь, семерых не боюсь
Семь вёрст до небес и всё лесом
Семи пядей во лбу
Задача 7. Дан произвольный треугольник. Можно ли провести прямую так, чтобы она пересекла все стороны треугольника? Если да, то сделайте рисунок! (Можно)
Задача 8. Как налить 8 литров воды, используя два сосуда вместимостью 10 литров и 3 литра?
Ответ:
Шаги |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
Сосуд 10л |
0 |
3 |
3 |
6 |
6 |
9 |
9 |
10 |
0 |
2 |
2 |
5 |
5 |
8 |
Сосуд 3л |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
3 |
2 |
2 |
0 |
3 |
0 |
3 |
0 |
Задача 9. Как нужно разделить циферблат часов двумя линиями на 3 части так. Чтобы во всех частях сумма чисел была одинакова? (Сумма чисел в каждой части 15)
Задача 10. Разделите клавиатуру телефона на три части так, чтобы суммы чисел в каждой из них были равными. Каждая часть должна состоять из целых чисел.
Задача 11. На трёх банках с вареньем наклеены надписи. Какого вида варенье в каждой из банок, если известно, что все надписи неверны? Ответ: 1)земляника, 2) малина, 3) клубника.
Подведение итогов соревнования.
Коллективное решение
|
Команда в раздумьях
|
Кутовая Тоня со своей версией решения
|
Мы тоже решили задачу
|
Мы уже знаем ответ
|
Пермякова Света и Постовалова Вероника
|
Розенберг С., Корзунин А., Даньев Д.
|
Розенберг Саша думает
|
Рощева П., Голубкова Ю., Жилкина Н. и Тягунова А. решают задачу
|
Рукавишникова Ю., Мурашов И., Федоров М.
|
Сафонов Валера и Шушарин Кирилл
|
|
|