самое высокое и самое необходимое из всех искусств. (К.Д. Ушинский.)
ВСТУПЛЕНИЕ.Слайд 1.
До середины XIX в. отечественная педагогика не ставила перед собой глубоких теоретических проблем. Именно К.Д. Ушинский, которого мы сейчас называем великим русским педагогом, педагогом-классиком XIX в, создал научно обоснованную теорию воспитания и обучения.
Слайд 2. Высоко оценивая вклад в отечественную педагогику, его друг и ближайший соратник Л.Н. Модзалевский писал о нем: «Ушинский – это наш действительно народный педагог, точно так же, как Ломоносов – наш первый народный ученый, Суворов – наш народный полководец, Пушкин – наш народный поэт, Глинка – наш народный композитор».
Последние годы жизни Ушинский посвятил своему главному труду, «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии». Основная идея книги сформулирована автором в предисловии: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его тоже во всех отношениях». Ушинский был убежден, что воспитание и обучение обладают неисчерпаемыми возможностями, если опереться на «глубокое и искреннее изучение человеческой природы вообще и детской в особенности». Он считал, что педагогическая наука должна опираться на весь комплекс «антропологических наук», куда относил анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию, политэкономию, историю. Педагогика должна сопоставлять факты наук о человеке и на их основе давать рекомендации относительно последствий тех или иных педагогических приемов. Из указанного круга наук главное значение придавал психологии.
Многие идеи, изложенные в этой работе, не утратили своей актуальности и в XXI веке и используются учителями в своей педагогической деятельности, в том числе и мною. Хочу остановиться на этих моментах.
Поскольку у нас сегодня педагогические чтения, то буду в большом количестве цитировать педагога-классика, цитаты в основном взяты из труда «Человек как предмет воспитания». Несмотря на то, что книга содержит много научных фактов, ссылки на труды учёных и педагогов разных стран, но скучной её не назовёшь, она написана живим, эмоциональным языком, в ней много интересных образных сравнений.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ. Слайд 3.
Ушинский по-новаторски подошел к разработке принципов обучения. В его произведениях нашли обоснование такие дидактических принципы: наглядности, сознательности и активности, последовательности и систематичности, прочности знаний, связи обучения с жизнью, эмоциональности, сочетание интереса и ответственности и др. В процессе обучения все принципы не выступают самостоятельно, а органично взаимосвязаны и дополняют друг друга.
СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, УЧЕБНИКИ.Слайд 4.
В системе дидактических взглядов Ушинского важное место занимает проблема содержания школьного образования. Он писал: «Как много знаний со всех сторон стучится в двери современной школы и какое еще хаотическое представление имеем мы о том, что заслуживает великой чести сделаться предметом ученья для детей. … Давно пора серьезно подумать о том, чтобы оставить в наших школах и наших учебниках только то, что действительно необходимо и полезно для человека, и выбросить все, что держится только по рутине и учится для того, чтобы быть впоследствии позабытым, а между тем отнимает много часов из короткого драгоценного периода жизни».
Ушинский считал преобладающую часть современных ему учебников абсолютно неприемлемыми для школы и видел в них продукт старой системы образования, оторванной от реальных потребностей жизни.
Наши учебники, отмечал Ушинский, забиты большей частью тем, «что интересно только для специалиста и антиквария». «Они показывают детям науки с самой сухой их стороны, со стороны бесконечных делений и подразделений... Такие учебники как будто хотят приготовить из детей хранителей музеев…».
Великий педагог также отмечал особую опасность отрыва одного предмета от другого. В школе каждый учебный предмет самодостаточен, и преподавание его преследует лишь свои, сугубо специальные цели. Из такого преподавания, писал Ушинский, «где одна наука идет вслед за другой, нигде не сталкиваясь, хоть это и очень стройно в программе, выходит хаос в голове ученика». Обособленность знаний приводит к омертвлению идей, понятий, когда «они лежат в голове, как на кладбище, не зная о существовании друг друга».
Проблемы школьного образования существуют и сейчас, поэтому и в XXI в. мы говорим о необходимости модернизации образования. Постепенно решается вопрос о межпредметных связях, о полезности для повседневной жизни полученных в школе знаний.
Слайд 5. Математика имеет существенное преимущество перед другими школьными предметами в том, что она с помощью задач на каждом уроке может касаться самых разнообразных явлений природы и окружающей жизни. Рассмотрим фрагменты заданий ЕГЭ по математике в 11 классе: Какую сумму нужно заплатить за электроэнергию за месяц? Какое наименьшее количество банок краски нужно купить для покраски пола? В каком из городов окажется самым дешёвым определённый набор продуктов? Какое наименьшее сопротивление должно быть у прибора? Найдите массу сплава. Определите наименьшую температуру воздуха и т.д. Просматривается связь с жизнью, природой, банковским делом, химией, физикой, астрономией и т.д.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА, СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Слайд 6.
Когда содержание обучения отобрано, нужно определиться с последовательностью изучения этого материала. Ушинский отмечал, что процесс учения и процесс научного познания имеют одну основу, и учащийся в процессе обучения под руководством учителя должен проходит путь, пройденный человечеством в науке. Педагог писал: «Ученый стоит на верху пирамиды, начинающий учиться – у ее основания, и как нельзя начать строить пирамиду с верхушки, а должно начинать с основания, точно так же и изучение науки должно начинать с основания, т. е. с первичных наблюдений и образования первичных суждений, с изучения тех фактов, на которых зиждется пирамидальная система науки».
К.Д. Ушинский подчёркивал, насколько важно приводить приобретённые знания в систему по мере их накопления: «Голова, наполненная отрывочными знаниями, похожа на кладовую, в которой всё в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть подписи, а в ящиках пусто».
Слайд 7. Систематизация знаний очень важна в математике. Например, дети начинают знакомиться с числами ещё в раннем детстве, когда по просьбе родителей считают количество птичек на ветке. Затем каждый год в школе они узнают о существовании все новых видов чисел. Выпускники школы должны чётко представлять иерархию всех изученных чисел.
Классификация чисел
Можно обсудить со школьниками вопрос о том, совпадает ли последовательность изучения чисел в школьном учебнике с историческим путем появления новых видов чисел. В прошлом году на школьной научно-практической конференции ученики 10и класса выступали как раз с таким сообщением.
Если после изучения каждой учебной дисциплины у ученика в голове сложится стройная система знаний и представлений, если будут осуществляться межпредметные взаимосвязи, то это приведёт к формированию научного мировоззрения, целостного представления о мире и месте человека в нём.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ, СОКРАТИЧЕСКИЙ МЕТОД.Слайд 8.
Ушинский отмечал, что умственный труд – один из самых тяжелых видов человеческого труда и школа призвана приучить ребенка к умственному труду,«и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета».
Анализируя эффективность разных методов обучения, лучшим методом обучения для всех возрастных групп школьников называл беседу, особенно сократический метод. Он писал: «… Конечно, дело идет гораздо быстрее, когда учитель сам прямо высказывает оценку факта или навязывает ученику свою, уже готовую, мысль. …Мысль, объясненная учителем, никогда не уляжется в голове так прочно и сознательно, никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выработает.…Конечно, приложение сократического метода не во всех науках одинаково возможно. Так, например, он более приложим в науках математических …, чем в истории. Каждая математическая истина может быть выведена сократическим способом».
Слайд 9. При изучении математики ученикам обычно сообщаются уже оформленные понятия, уже сформированные истины, уже готовые доказательства, а затем предлагаются задачи, для решения которых достаточно лишь применить известные факты. Стараюсь так организовать учебную деятельность, чтобы знания не давались в готовом виде, а организую учеников на их «добывание», «открытие». В этом случае школьники становятся активными участниками процесса обучения.
Слайд 10. Реализуя дидактические идеи Ушинского, урок по теме «Теорема Пифагора» можно начать с решения следующей мотивирующей задачи: «Для крепления мачты нужно установить 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 12 м, другой на земле на расстоянии 5 м от мачты. Хватит ли 50 м троса для крепления мачты?»
Анализируя математическую модель этой практической задачи, учащиеся приходят к выводу, что нужно найти гипотенузу по двум известным катетам. Возникнет проблема: как это сделать?
Слайд 11. Далее нужно осуществить сбор, систематизацию и анализ материала. Для этого можно организовать практическую работу исследовательского характера, предложить учащимся задание по рядам: построить прямоугольные треугольники с катетами 12 и 5; 6 и 8; 8 и 15 см и измерить гипотенузу. Результаты заносятся в таблицу.
Затем учащимся предлагаю выразить формулой зависимость между длинами катетов и гипотенузой в прямоугольных треугольниках. Школьники выдвигают свои гипотезы, которые обсуждаются.
После установления зависимости между сторонами прямоугольного треугольника опытным путем, требуются теоретические обоснования, т.е. доказывается теорема Пифагора.
В качестве домашнего задания по этой теме можно предложить следующие поисково-познавательные задания: «Кто же на самом деле открыл теорему Пифагора? Почему она долгое время называлась «теоремой невесты»? Существуют ли другие доказательства теоремы?»
ПОВТОРЕНИЕ, НАВЫК.Слайд 12.
Много внимания К.Д. Ушинский уделял прочности усвоения детьми учебного материала. Принцип прочности усвоения знаний, как считал Ушинский, реализуется, прежде всего, через повторения и упражнения. «Учитель, который не будет придерживаться этого правила, будет напоминать извозчика, который мчится от станции к станции, не оглядываясь на то, что везет». Он подробно разработал методику повторения учебного материала.
Большое значение педагог придавал навыкам. «Даже в самой сознательной из наук, математике, – пишет Ушинский – навык играет значительную роль. Конечно, учитель математики должен заботиться, прежде всего, о том, чтобы всякое математическое действие было вполне сознано учеником, но вслед затем он должен заботиться и о том, чтобы частое упражнение в этом действии превратило его для учащегося в полусознательный навык ... Дурно, если ученик при решении уравнений будет задумываться над табличкой умножения».
Иногда приходится слышать в каком-то негативном смысле слова «учителя (или репетиторы) натаскивают детей на решение заданий ЕГЭ». Так и хочется им сказать: не натаскивают, а вырабатывают навык, чтобы в стрессовой ситуации экзамена дети смогли показать всё, на что они способны.
ПАМЯТЬ, «МНЕМОНИЧЕСКИЕ УЛОВКИ». Слайд 13.
В своем фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания» К.Д. Ушинский рассматривает природу памяти, механизмы процессов памяти, показывает педагогическое значение памяти.
Он пишет: «Как вообще расширились и размножились познания людей, …как много должна выдерживать память современного человека…. Как мало ещё сделала педагогика для облегчения работы памяти – мало и в своих программах, и в своих методах, и в своих учебниках!»
Когда мы не надеемся на свою память, иногда бывает полезно использовать «мнемонические подставки памяти» (выражение Ушинского). «Мнемоника позволяет связать отдельно стоящее представление с другим, искусственно придуманным, и два представления, поддерживая друг друга, укореняются в памяти прочнее, остаются дольше и возобновляются легче».
Я пытаюсь собирать «мнемонические уловки» относящиеся к математике из разных источников и использую их на уроках. Например, при решении простейших тригонометрических неравенств с синусом и косинусом (10 кл.) чертят тригонометрический круг и проводят хорды, параллельные оси х или оси у.
Рис. 1
Рис. 2
Некоторые учащиеся забывают, какую хорду в каком случае провести. Помогает памяти следующее правило. При произнесении слова «синус» ударная буква «и» вытягивает губы в «горизонтальном» направлении. Значит, на круге при решении неравенства с синусом надо провести горизонтальную хорду (рис. 1). Аналогично для косинуса. Здесь ударная гласная «о» в слове «косинус» вытягивает губы в «вертикальном» направлении. Значит, необходимо провести хорду, параллельную оси ординат (рис. 2).
Слайд 14. Избегать ошибок при раскрытии скобок (6 кл) помогает опорный сигнал, основанный на том, что слова «плюс» и «перепиши» начинаются с одной той же буквы «п», а слова «минус» и «меняй» – с буквы «м».
Или следующие стишки:
Перед скобкой вижу плюс,
Ошибиться не боюсь!
Скобки раскрываю,
Знаки сохраняю.
Перед скобкой минус,
Будьте осторожными!
Знаки изменяются
На противоположные.
ИНТЕРЕС, ЗАНИМАТЕЛЬНОСТЬ.Слайд 15.
К.Д. Ушинский пишет также о том, что учитель должен привлечь внимание и интерес детей к своему предмету: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. …Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». В книге он предлагает несколько «средств усиления впечатления» (выражение Ушинского). Например, занимательность преподавания.
Слайд 16. Учитывая возрастные особенности детей, в 5-6 классах провожу уроки занимательной математики, нестандартные уроки, кроме того, на традиционных уроках использую элементы игры, соревнования.
К.Д. Ушинский пишет: «Самый незанимательный урок можно сделать для детей занимательным внешними средствами, не относящимися к содержанию урока; урок делают занимательными игра во внимание, соперничество в памяти, в находчивости и т. п. С маленькими учениками это весьма полезные приёмы». В то же время, педагог предупреждал: «Ученье, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не всё в ученье интересно, и придёт многое, что надобно будет взять силою воли».
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ, ПОСИЛЬНОСТЬ.Слайд 17.
Ушинский отмечал важность и ещё одного принципа обучения – принципа посильности. Во избежание переутомления и нервных расстройств нельзя допускать перегрузки детей учебными занятиями.
«Если дитя не могло несколько раз выучить своего урока, несмотря на искренние свои усилия, то у него зарождается неуверенность в своих силах, а эта неуверенность имеет чрезвычайно ослабляющее влияние на память. Кроме того, видя перед собою большой урок, дитя тревожится, беспокоится, иногда – плачет, а это все такие душевные акты, которые не дают сосредоточиться вниманию, необходимому для усвоения урока. … Хорошо ещё, если у маленького ученика есть дома кто-нибудь, кто может помочь ему выучить урок; но если нет никого, то положение нашего маленького гимназиста бывает иногда совершенно безвыходное: сначала дитя плачет, мучится, тоскует, потом становится понемногу равнодушнее к своим неуспехам и,наконец, впадает в апатию и безвыходную лень».
ГИМНАСТИКА, ФИЗКУЛЬТПАУЗЫ.Слайд 18.
Ушинский критиковал методику обучения, не заботящуюся о здоровье детей: «Ни одно воспитание не нарушает так страшно равновесия в детском организме, ни одно так не раздражает нервную систему детей, как наше русское. У нас покуда всё внимание обращено единственно на ученье и лучшие дети проводят всё своё время только в том, что читают да учатся, учатся да читают».
Педагог указывал на необходимость «гимнастики и всякого рода телесных упражнений».
Утверждал, что поскольку у детей существует естественная потребность движений, её нужно удовлетворять. Предлагал применять во время обучения физкультпаузы. Обращал внимание на необходимость для детей частой смены деятельности.
СОВЕТЫ К.Д. УШИНСКОГО. Слайд 19.
Хочу зачитать несколько советов учителям – цитаты из книг Ушинского «Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
1) «Упорное припоминание есть труд, и труд иногда не легкий, к которому должно приучать дитя понемногу. Учителя нетерпеливые, подсказывающие ребенку, как только он запнется, портят память дитяти».
2) «Если учитель пугает ребенка для того, чтобы заставить его что-нибудь вспомнить, то сам же мешает акту воспоминания. Бывают такие нервные дети, что под влиянием учительского крика они забывают и то, чего, казалось, невозможно было забыть».
3) «Дети ненавидят учителей, от которых никогда не дождёшься одобрения или признания того, что хорошо сделано. Это убивает стремление к совершенствованию».
4) «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
5) «Воспитатель должен пользоваться всяким случаем, чтобы через посредство ученья закинуть в душу дитяти какое-нибудь доброе семя. Такие случаи беспрестанно представляются почти во всех науках».
И в заключении совет от меня: Изучайте труды великих педагогов, в них содержатся много полезных истин, которые будут актуальными, наверно, всегда, и могут помочь нам в нашей нелёгкой работе.