МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ » 2021»Январь»17 » Статья «Практическая значимость содержания знаний – важный стимул формирования когнитивного интереса» (на примере уроков математики)
Статья «Практическая значимость содержания знаний – важный стимул формирования когнитивного интереса» (на примере уроков математики)
20:26
Статья
«Практическая значимость содержания знаний –
важный стимул формирования когнитивного интереса
(На примере уроков математики)
Важным стимулом когнитивного (познавательного) интереса, заключенным в содержании учебного материала, является практическая значимость содержания знаний. Интерес к изучению того или иного математического вопроса зависит от убежденности учащегося в необходимости изучить данный вопрос. Здесь речь идет как бы о предварительной мотивации. Наиболее успешно она реализуется обращением к практике. Познавательная и практическая деятельность человека, находятся в тесном единстве и переплетаются. Результаты проведённых мною исследований показывают, что для значительной части учащихся источник формирования познавательных интересов лежит в их практической деятельности. Этих учащихся в учебных предметах интересует не теоретический аспект, а те советы и рекомендации, которые они могут извлечь из них для своей практической деятельности. Для таких школьников использование именно этого стимула особенно значимо, оно способствует устранению несоответствия, образовавшегося между их познавательной и практической деятельностью, и подводит их к осознанию необходимости теоретических знаний.
Зная такую особенность детей, известный математик Н.Я. Виленкин рекомендовал изложение нового теоретического материала начинать с прикладных задач, приводящих к постановке рассматриваемых вопросов. В своей работе придерживаюсь этой рекомендации.
Например, изучение темы «Уравнение» (5 кл.) начинаю с демонстрации рисунка к следующей задаче: «На левой чаше весов лежит арбуз и гиря в 2 кг, а на правой чаше – гири в 5 кг и 1 кг. Весы находятся в равновесии. Чему равна масса арбуза?»
К восприятию понятия НОД при изучении темы «Наибольший общий делитель» (6 кл.) подвожу решением задачи: «Какое наибольшее число подарков можно сделать из 48 конфет «Ласточка» и 36 конфет «Буревестник», если надо использовать все конфеты?»
Рассмотрение темы «Нахождение числа по его дроби» (6 кл.) начинаю с задачи «Расчистили от снега 2/5 катка, что составляет 800 м2. Найдите площадь всего катка».
Урок «Параллельные прямые» (6 кл.) начала с демонстрации действия слесарного прибора рейсмуса, который предназначен для разметки прямой, параллельной краю деревянного бруска.
При изучении темы «Признак перпендикулярности прямой и плоскости» (10 кл.) принесла на урок деревянную рейку длиной около двух метров и сказала: «Надо поставить столб для забора, как это вы сделаете?» После дискуссии пришли к выводу, что надо «посмотреть с двух сторон», т.е. проверить на глаз перпендикулярность к земле с двух направлений. Такое практическое задание позволило подвести учащихся к формулировке теоремы.
При изучении нового материала пытаюсь раскрыть его практическую значимость.
Например, при изучении темы «Тригонометрия» (9 кл.) рассказываю учащимся о том, что тригонометрия – сравнительно молодая наука, она была вызвана к жизни потребностями астрономии. Тригонометрические знания нужны для определения положения небесных светил, составления карты звездного неба, предсказания солнечных затмений, расчетов траекторий комет и т.п. Увидев важность тригонометрических знаний, учащиеся начинают добросовестнее «грызть гранит науки».
Чтобы у учащихся не возникало представление о «сухости» математики, оторванности её от жизни, показываю взаимосвязь математики с другими областями человеческих знаний и окружающим миром.
При изучении тем «Золотое отношение» (6 кл.), «Симметрия» (8 кл.) демонстрирую репродукции архитектурных сооружений и нерукотворных творений природы – листочки растений, цветы. Тем самым подвожу учащихся к мысли, что математика – это не только стройная система теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты.
При изучении некоторых тем школьники сами приводят примеры их применения в жизни. На вопрос «Где применяются проценты?» учащиеся отвечают: «В банковском деле», «в промышленности», «в сельском хозяйстве», «в науке». Ученики сами приводят примеры применения «преобразования гомотетии», находят в окружающем мире примеры симметричных, подобных фигур.
Изучая «Сечение конуса» (11 кл.), обращаю внимание учащихся на то, что траектории движения комет Солнечной системы имеют формы конических сечений (эллипса, параболы и гиперболы). Этот факт вызывает большое удивление у школьников.
Рассказы о связи математики с другими науками, природой, космосом активизируют внимание детей, развивают интерес к математике, расширяют кругозор.
Остановлюсь ещё на одном моменте, связанном с «наведением мостов», соединяющих математику с окружающим миром.
Математика имеет существенное преимущество перед другими школьными предметами в том, что она с помощью задач на каждом уроке может касаться самых разнообразных явлений природы и окружающей жизни. Но, по мнению ученого-педагога И.В. Арнольда, большинство задач, наполняющих нынешние школьные учебники математики, губят интерес учащихся. Он назвал их «сухой ватой», которую изо дня в день заставляют жевать детей долгие годы и не все выдерживают это тяжкое испытание. И не только он, многие учителя считают, что фабула нынешних школьных задач должна существенно уйти от мелкой бытовой тематики, желательно, чтобы задача, кроме математического содержания имела бы еще какой-то общеобразовательный познавательный элемент, взятый из жизни.
Учеными установлено, что при решении в младших классах, среднем звене математических задач, имеющих неинтересные, не несущие какой-либо информации тексты, часто у учащихся наблюдается быстрое утомление, а вследствие этого – потеря интереса к решению задач. Каждый учитель знает, что многие учащиеся не любят решать задачи, понимают их плохо, хотя академик Ю.М. Колягин подсчитал, что школьники за время обучения в школе решают свыше 20000 задач. Возможно, одна из причин нелюбви детей к задачам кроется в отсутствии в школьных задачах познавательной жизненной информации.
Для привития интереса к задачам и формирования познавательной активности учащихся использую на уроках задачи с биологическим, географическим, историческим, литературным, экономическим, бытовым и сказочным сюжетом. Для развития креативных способностей предлагаю школьникам самим составить задачи с «сюжетом». В приложениях 1, 2 дана подборка таких заданий.
В приложении 3 помещены задачи практической направленности по теме «Признаки подобия треугольников» (8 кл.).
Литература
1. Гусев В.А. Как помочь ученику полюбить математику?– М.:Авангард,1994.
2. Маркова А.К. Формирование интереса к учению у школьников.– М.,1986.
3. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике.– М.:Педагогика,1971.
4. Погорелов А.В. геометрия: Учеб. для 7-11 кл. сред. шк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1992.
5. Совайленко В.К. Система обучения математике в 5-6 классах: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1991.
Скачать текст статьи с приложениями можноздесь (в формате doc).