Статья «Функциональная грамотность. Учимся для жизни»
13:20
Функциональная грамотность.
Учимся для жизни
С 2000 года международной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводятся глобальные исследования по оценке образовательных достижений учащихся (PISA). Считается, что результаты PISA тесно связаны с экономическим и социальным развитием страны. Поэтому в образовательной политике многих стран результатам этого исследования придаётся ключевое значение.
По данным этих исследований школьники России занимают средние позиции среди учащихся 78 стран, охваченных исследованием.
В 2017 году в России была принята государственная программа «Развитие образования» на 2018-2025 гг. Одна из её целей – повышение конкурентоспособности российских школ и вузов на мировом рынке, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Исследования PISA сосредоточены на оценке функциональной грамотности школьников. Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал российский лингвист и психолог А.А. Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Сейчас в сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: в школах, в Министерстве просвещения. Почему же она становится такой важной?
Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эксперты убеждены в том, что подросткам без функциональной грамотности в будущем будет сложно приспособиться к жизни в современном мире. Вчерашние ученики порой не знают, как применять школьные знания в жизни. Как учитель может помочь школьнику подготовиться к жизни в этом мире?
Эксперты PISA утверждают, что качество образовательных достижений школьников в основном определяется качеством учебных заданий, предлагаемых школьникам. Вовлечение учителя и ученика задачей – первый шаг на пути к функциональной грамотности. Какие же типы заданий целесообразно использовать на уроках с целью формирования функциональной грамотности?
Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности:
– задачи, поставленные вне предметной области и решаемые с помощью предметных знаний;
– в каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая, понятная учащемуся;
– контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
– ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
– вопросы изложены простым, ясным языком;
– требуется перевод с обыденного языка на язык предметной области (математики, физики и др.);
– используются разные форматы представления информации: рисунки, таблицы, диаграммы, комиксы и др.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Примеры заданий по математике для 5 класса, в которых акцент делается на формирование и оценку функциональной грамотности.
Пример 1. «Спортивная секция».
Прочитайте текст и выполните задания 1-2. Учитель физкультуры для организации спортивной секции в зимнее время провёл опрос учащихся 5 класса, есть ли у них лыжи и коньки. На вопрос ответили 13 человек. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Наличие лыж и коньков у учащихся
Обозначения: + есть, – нет.
1. На основе данных таблицы 1 заполните таблицу 2, которая показывает, сколько учащихся имеют лыжи и сколько учащихся имеют коньки.
Таблица 2. Количество лыж и коньков у учащихся
2. На основе данных таблицы 1 составлены следующие утверждения:
1) У каждого учащегося есть и лыжи, и коньки.
2) Если у ученика есть лыжи, то у него нет коньков.
3) У всех учащихся есть какое-то снаряжение для тренировок.
4) У учащихся класса лыж больше, чем коньков.
В ответ выпишите номера верных утверждений.
Пример 2. «План». Владелец собирается провести ремонт своей квартиры. На плане изображена предполагаемая расстановка мебели в гостиной после ремонта. Справа от двери будет поставлен письменный стол, а к нему приставлен стул, слева от двери у стены будет собран книжный шкаф. В глубине комнаты у стены планируется поставить диван, а перед ним – журнальный столик. Слева от дивана будет стоять торшер. В оставшемся свободным углу планируется поставить кресло. Для объектов, указанных в таблице, определите, какими цифрами они обозначены на плане. Заполните таблицу.
Пример 3. «Акция в магазине». Прочитайте текст и ответьте на вопросы. На втором объявлении Ольга Ивановна прочитала: Акция «3 по цене 2» на зелёный чай «Принцесса Ява». Спешите, только сегодня при покупке двух пачек вы получаете третью в подарок. Цена одной пачки – 33 рубля.
Ольга Ивановна купила по акции 3 пачки зелёного чая.
1. Во сколько рублей ей обошлась одна пачка?
2. Сколько пачек зелёного чая по акции «3 по цене 2» может купить Ольга Ивановна на 160 рублей?
КИМ ОГЭ и ЕГЭ, ВПР по математике предусматривают проверку математической грамотности.
В то же время учёные предостерегают, нельзя ограничиваться «прикладной» математикой, забывая про «чистую», не надо полностью рушить традиционную методику – надо научиться встраивать задачи нового типа в программное содержание.
Функциональная грамотность влияет на повышение качества школьного образования: направляет его в сторону разносторонности и практикоориентированности. Слова «Учимся для жизни» должны стать девизом обучения, а сам учебный процесс должен являться процессом формирования функциональной грамотности. Функциональная грамотность – важнейший навык XXI века.
Источники
1. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Избранные работы по философии образования и педагогической психологии. – М.: Смысл, 2016.