(Слайд 2) Иоганн Вольфганг фон Гёте (1749 – 1832) немецкий писатель и поэт, мыслитель и естествоиспытатель, государственный деятель, иностранный почетный член Петербургской АН.
(Слайд 3) Эпиграфом сегодняшнего урока являются слова великого Гёте: «Математики представляют собой некоторый род французов: скажи им что-нибудь, они переведут на свой язык – и окажется нечто совсем иное».
Как вы понимаете эти слова? (Послушать все мнения детей).
(Слайд 4) Математики отличаются от «нематематиков» тем, что, обсуждая научные проблемы, говорят друг с другом и пишут на особом «математическом языке».
Например, на обычном языке говорят: «От перемены мест слагаемых сумма не меняется». Слыша это, математик пишет (или говорит): a + b = b + a.
Он переводит высказанное утверждение на математический язык, в котором используются разные числа, буквы (переменные), знаки арифметических действий, иные символы. Запись а + b = b + а экономна и удобна для применения.
(Слайд 5) Возьмем другой пример. На обычном языке говорят: «Чтобы сложить две обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями, нужно сложить их числители, а знаменатель оставить без изменения. Математик осуществляет «синхронный перевод» на свой язык: a/b+c/b=(a+c)/b.
(Слайд 6) А вот пример обратного перевода. На математическом языке записан распределительный закон: a(b + c) = ab + ас.
Осуществляя перевод на обычный язык, получим длинное предложение: «Чтобы умножить число а на сумму чисел b и c, надо число a умножить поочередно на каждое слагаемое и полученные произведения сложить».
(Слайд 7) Каковы преимущества математического языка? Дело в том, что на математическом языке многие утверждения выглядят яснее и короче, чем на обычном.
(Слайд 8) Во всяком языке есть письменная и устная речь. Выше мы говорили о письменной речи в математическом языке. А устная речь – это употребление специальных терминов, например: «слагаемое», «уравнение», «неравенство», «график», «координата», а также различные математические утверждения, выраженные словами.
(Слайд 9) Говорят, что культурный человек, кроме родного языка, должен владеть хотя бы одним иностранным языком. Это верно, но требует дополнения: культурный человек должен еще уметь говорить, писать, думать и на математическом языке, поскольку это тот язык, на котором, как мы не раз убедимся в дальнейшем, «говорит» окружающая действительность. Этому и будем учиться.
Чтобы овладеть математическим языком, необходимо изучить его буквы, слоги, слова, предложения, правила, грамматику. Это не самое весёлое занятие, интереснее сразу читать и говорить. Но так не бывает, придется набраться терпения и сначала изучить основы. Такие основы математического языка мы будем изучать с вами в главах 2–5. И, конечно, в результате такого изучения ваши представления о математическом языке будут постепенно расширяться.
Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А.Г. Мордкович и др.]; под ред. А.Г. Мордковича. – М.: Мнемозина, 2013.