г. Курган, МБОУ "Гимназия №32"
Сайт-портфолио учителя математики Догадовой Н.А.
Воскресенье, 22.12.2024, 07:02 | |
Меню сайта

Match карусель
Выступления, статьи [17]
Дистанционное обучение [52]
Задачи в рисунках [15]
Занимательные задачи [103]
Курсы [3]
Неделя математики [29]
НОУ [3]
Олимпиады [42]
Подготовка к ВПР [5]
Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ [25]
Публикации [14]
Разработки уроков [21]
Ребусы [36]
Рисуем по координатам [30]
Тесты [3]
Учебные пособия [2]
Элективные курсы [4]

Форма входа

Календарь
«  Январь 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 83
Гостей: 83
Пользователей: 0

Наш опрос
Что заставляет Вас учиться?
Всего ответов: 91

Погода


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ » 2016 » Январь » 22 » Метапредметный урок. Реализуем новые стандарты образования. «Окружность. Длина окружности», Математика, 6 класс
Метапредметный урок. Реализуем новые стандарты образования. «Окружность. Длина окружности», Математика, 6 класс
15:05

 

Метапредметный урок.
Реализуем новые стандарты образования

Учитель математики МБОУ г. Кургана
«Гимназия №32» Догадова Н.А.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому
и я научусь.(Конфуций.)


Современное общество ждет от школы не «ходячей энциклопедией», а инициативных, творческих выпускников, умеющих мыслить нестандартно, способных применять свои знания на практике, способных ориентироваться в сложной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения. Однако эти умения не возникают сами собой, они является результатом большой кропотливой работы учителей и учащихся.

Школа, пытаясь выполнить социальный заказ общества, вводит новые стандарты образования. По требованиям новых стандартов вместо простой передачи умений и навыков от учителя к ученикам приоритетной целью урока становится формирование и развитие умений учиться. Ученик должен самостоятельно уметь ставить цели, находить пути их реализации, уметь контролировать и научиться оценивать свои достижения.

Меняется подход к проектированию уроков. Сегодня приобретают популярность метапредметные уроки.

Метапредметный урок – это урок, на котором:
• школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
• ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием;
• обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.

Метапредметный урок – урок, на котором необходимо в первую очередь учить детей мыслить. Математика всегда была учебной дисциплиной, которая не только давала математические знания, но и «ум в порядок приводила», как говорил М.В. Ломоносов. Об огромной роли математики в формировании личности говорят слова писателя В. Каверина: «Математика – самый короткий путь к самостоятельному мышлению». На уроках математики школьники учатся рассуждать, сравнивать, доказывать, выдвигать гипотезы, находить рациональные пути выполнения заданий, делать выводы.

Предлагаю вашему вниманию сценарий метапредметного урока математики в 6 классе по теме «Окружность. Длина окружности».

 

 

ОКРУЖНОСТЬ.
ДЛИНА ОКРУЖНОСТИ

Математика, 6 класс
Учебник: Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Презентация
«Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». (Д. Пойа.)

В известном романе английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Война миров» рассказывается о вторжении на Землю марсиан. Сопротивление землян было подавлено марсианами без особого труда, поскольку их оружие было намного эффективнее земного. К счастью, для землян всё закончилось благополучно – марсиане умерли от земного вируса, против которого у них не было иммунитета.

При изучении оставшейся от марсиан техники выяснилось, что в ней отсутствуют колёса и вообще вращающиеся детали.

Для нас это кажется невероятным – в наше время почти весь мир передвигается на колёсах. Однако какому народу принадлежит первенство в изобретении колеса, доподлинно не известно.

Тема нашего урока «Окружность», а я начала его с рассказа о колесе. Как вы думаете, почему?

Возможные варианты ответов: Они похожи. Колесо имеет форму окружности. У колеса есть спицы, а у окружности радиусы.

Учитель: Все ваши ответы являются правильными. Окружность является моделью колеса. Посмотрите на слайд, на рис. 1 изображено колесо, а на рис. 2 – его модель – окружность. У колеса, как и у окружности, есть радиус, диаметр и центр.

 

Рис. 1

Рис. 2

Уже в древние времена перед людьми вставала необходимость определять длину окружности колеса. Например, для того чтобы деревянное колесо дольше служило, его обивали металлическим ободом. Чтобы его изготовить, естественно, надо было знать длину этого обода, т.е. длину окружности колеса. Как же её определить?

Возможный вариант ответа: Можно взять верёвку, обмотать ею колесо и измерить длину намотанной части верёвки.

Учитель: Вполне разумное предложение. Давайте им воспользуемся, и найдём длины окружностей принесённых вами на урок предметов цилиндрической формы (стакан, кружка, вазочка, баночка из-под крема и т.п.)

Практическое задание исследовательского характера.
1. Возьмём предмет цилиндрической формы, у которых край – окружность (например, стакан). Обвяжем стакан ниткой, а потом разрежем эту нитку и измерим её линейкой, мы получим длину окружности С.
2. Измерим диаметр этой окружности D.
3. Найдём отношение C к D, например, с точностью до сотых. Можно воспользоваться калькулятором.

 

 
 
Примечание: Результаты нескольких измерений учеников учитель заносит в таблицу, заготовленную на доске.
 
 
Вопрос классу: Проанализируем результаты наших измерений и результаты отношения С и D.

Возможный вариант ответа: Длины и диаметры окружностей разные числа, а отношения их почти одинаковые, примерно равны числу 3.

Учитель: Неизвестно, кому первому пришло в голову сравнить длину окружности с её диаметром. Но уже самые древние тексты, найденные археологами, показывают, что люди знали о том, что длина любой окружности примерно в 3 раза её диаметра. Затем этот результат уточнялся, но и тогда математики знали, что это число не является точным. Чтобы не было проблем при записях расчётов, математики Древней Греции стали обозначать это число буквой греческого алфавита –  (пи).

Итак, отношение длины окружности к её диаметру равно .
C : D = .

Было доказано, что число  относится к таким числам, точное значение которого записать невозможно ни с помощью обыкновенных, ни с помощью десятичных дробей, поэтому мы будем пользоваться приближённым значением числа . Нам для вычислений достаточно использовать значение , округлённое до разряда сотых:  3,14.

Историческая справка. Впервые обозначением числа 3,14… греческой буквой  воспользовался британский математик Уильям Джонс в 1706 году. Это обозначение происходит от начальной буквы греческого слова «περιφέρεια» – окружность.

Посмотрите на слайд, здесь записано значение , округлённое до разряда стомиллиарднных:  3,14159265359. На следующем слайде вы можете видеть первые 1000 знаков после запятой числа .
 = 3,
1415926535 8979323846 2643383279 5028841971 6939937510 5820974944 5923078164 0628620899 8628034825 3421170679 8214808651 3282306647 0938446095 5058223172 5359408128 4811174502 8410270193 8521105559 6446229489 5493038196 4428810975 6659334461 2847564823 3786783165 2712019091 4564856692 3460348610 4543266482 1339360726 0249141273 7245870066 0631558817 4881520920 9628292540 9171536436 7892590360 0113305305 4882046652 1384146951 9415116094 3305727036 5759591953 0921861173 8193261179 3105118548 0744623799 6274956735 1885752724 8912279381 8301194912 9833673362 4406566430 8602139494 6395224737 1907021798 6094370277 0539217176 2931767523 8467481846 7669405132 0005681271 4526356082 7785771342 7577896091 7363717872 1468440901 2249534301 4654958537 1050792279 6892589235 4201995611 2129021960 8640344181 5981362977 4771309960 5187072113 4999999837 2978049951 0597317328 1609631859 5024459455 3469083026 4252230825 3344685035 2619311881 7101000313 7838752886 5875332083 8142061717 7669147303 5982534904 2875546873 1159562863 8823537875 9375195778 1857780532 1712268066 1300192787 6611195909 2164201989 …

Три первых цифры числа Пи запомнить несложно. А для запоминания большего числа знаков существуют забавные поговорки и стихи. Например, такое:
Нужно только постараться
И запомнить всё как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.


Фанаты числа Пи соревнуются в попытках выучить как можно большее количество цифр константы.

Вернёмся к формуле C : D= , если отношение длины окружности к диаметру равно , тогда как может быть найдена длина окружности?

Ответ учащихся: C = D.
Обычно длину окружности выражают через её радиус R. Поскольку D = 2R, то C = 2R.

Запишем две формулы нахождения длины окружности в тетради.

Эпиграфом сегодняшнего урока я сделала высказывание венгерского математика ХХ века Д. Пойа: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Как вы думаете, какое отношение имеют эти слова к нашему уроку?

Возможные варианты ответов: Мы сами догадались, что отношение длины окружности к её диаметру не зависит от размеров окружности и всегда рано числу . Мы сами открыли число . Мы сами вывели формулы длины окружности.

Динамическая пауза.
А теперь ребята встали
Быстро руки вверх подняли
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.

Задача 1. Диаметр ствола мамонтова дерева равен 10 м. Определить длину окружности ствола? Возьмите = 3,14.

Задача 2. Окружность ствола баобаба равна 25,2 м. Определите диаметр ствола? Возьмите = 3.

Задача 3. Длина окружности равна 47,1 см. Найдите длину другой окружности, радиус которой составляет 60% радиуса первой.

Задача 4. Вообразите, что вы обошли землю по экватору. На сколько при этом верхушка вашей головы прошла более длинный путь, чем кончик вашей ноги?

Учитель: Обсудите в парах на какие теоретические вопросы мы сегодня нашли ответы? Задайте эти вопросы любому ученику из класса.

Возможные варианты вопросов:
1) По каким формулам можно вычислить длину окружности?
2) Чему равно отношение длины окружности к длине диаметра?
3) Чему равно приближённое значение числа ?
4) …

Домашнее задание
§22. №649 (в,г), №650 (а,б), №666, №669 (а,б). Творческое задание: Найти интересные факты о числе Пи.

Если осталась 1 минутка до конца урока, то можно разгадать шуточные -шарады. Какие слова здесь зашифрованы? (Слайд 21)

 

 

Категория: Разработки уроков | Просмотров: 2847 | Добавил: donial | Рейтинг: 5.0/12 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Dogadova N.A. ©2009-2024
Перепечатка и использование материалов сайта http://donial.ru/ возможны только по предварительному согласованию