г. Курган, МБОУ "Гимназия №32"
Сайт-портфолио учителя математики Догадовой Н.А.
Четверг, 21.11.2024, 15:54 | |
Меню сайта

Match карусель
Выступления, статьи [17]
Дистанционное обучение [52]
Задачи в рисунках [15]
Занимательные задачи [103]
Курсы [3]
Неделя математики [29]
НОУ [3]
Олимпиады [42]
Подготовка к ВПР [5]
Подготовка к ОГЭ, ЕГЭ [25]
Публикации [14]
Разработки уроков [21]
Ребусы [36]
Рисуем по координатам [30]
Тесты [3]
Учебные пособия [2]
Элективные курсы [4]

Форма входа

Календарь
«  Январь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Поиск

Друзья сайта

Статистика





Онлайн всего: 70
Гостей: 70
Пользователей: 0

Наш опрос
Что заставляет Вас учиться?
Всего ответов: 89

Погода


МАТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРУСЕЛЬ » 2014 » Январь » 6 » ПЕРСОНИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ МАТЕМАТИКИ КАК ВАЖНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
19:00
 
Персонификация математики как важный элемент
поликультурного образования школьников
Гордиться славою своих предков не только можно, но
и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. (А.С. Пушкин)
 
Одной из характерных черт мира, вступающего в двадцать первый век, является сближение стран и народов, усиление их взаимозависимости и взаимодействия. Но существуют многочисленные свидетельства того, что на почве неприятия и вражды к людям других национальностей, рас, вероисповеданий в мире возрастает уровень социальной напряженности.
 
Государство выдвинуло в качестве стратегического направления развития образования поликультурное образование и воспитание подрастающего поколения. Система образования призвана реализовать общественный заказ на подготовку индивида к межкультурному диалогу.
 
Главное для поликультуры – это уважение, знание и ориентация учащихся на общечеловеческие ценности. Сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания молодёжи в духе терпимости, уважения прав людей всех рас и народов, понимания и уважения других культур, способности жить в мире и согласии с людьми разных национальностей и вероисповедований.
 
Одна из задач поликультурного образования – формирование представлений о культурно-этническом разнообразии мира, о важности всех народов для развития цивилизации.
 
Считаю, что одним их элементов поликультурного образования может выступать персонификация науки.
 
Истинные исторические герои – люди, внесшие вклад в развитие ремесел, науки, экономики в государстве – это созидатели, помогающие людям жить, творить. Эту истину познали уже в древние времена. Именно поэтому древние греки считали величайшим героем Прометея, давшего людям ценой своей жизни огонь знаний. Именно поэтому во все времена о величии народа, о его вкладе в цивилизацию судили и судят не потому, сколько он выдвинул из своей среды завоевателей, известных военачальников, а сколько дал миру великих изобретателей, архитекторов, музыкантов, художников, писателей, то есть творцов, каков вклад этого народа в экономическое развитие планеты.
 
При сравнении характеристик народов и государств чашу весов перевешивает та, на которой находятся материальное благосостояние и культурный уровень народа и государства. Так было всегда. И сейчас свидетельством величия государства, народа является не огромная армия, а число лауреатов Нобелевской и других международных премий, полученных представителями этого государства, народа. Любой образованный человек на планете знает автора периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, композитора П.И. Чайковского, писателя Л.Н. Толстого. И в мировую историю Петр I вошел не как воин, а как реформатор, организатор экономического и культурного развития России. В истории человечества государства и народы оставляют память о себе именно такими людьми.
 
Поликультурное образование – это междисциплинарный процесс, который должен охватывать весь курс школьного обучения, а не только некоторые дисциплины. Уроки математики должны внести свой вклад в поликультурное образование школьников.
 
Чтобы научить школьников уважать и ценить культуру разных народов, считаю, необходимым знакомить учащихся с историей развития математики, с творческим процессом ее созидания и развития. Нужно приводить примеры огромного вклада в науку ученых с разным цветом кожи, разных вероисповедований. Персонификация науки – важный элемент поликультурного образования на уроках математики.
 
Творцы математики – это люди с удивительными судьбами, с сильными характерами, преодолевающие многие трудности и невзгоды. Ученые – это люди, отличающиеся исключительной целеустремлённостью, беззаветным служением истине, ответственностью перед человечеством за результаты своих исследований. Имена Фалеса, Пифагора, Евклида, Архимеда, Р. Декарта, П. Ферма, Б. Паскаля, Г.В. Лейбница, И. Ньютона, Л. Эйлера, Ж. Лагранжа, Г. Монжа, П.С. Лапласа, Ж. Фурье, К.Ф. Гаусса должны быть известны каждому культурному человеку.
 
Знакомство с биографиями соотечественников-математиков, которые внесли большой вклад в сокровищницу мировой культуры, прославили нашу Родину, такими как Н.И. Лобачевский, М.В. Остроградский, В.Я. Буняковский, П.Л. Чебышёв, А.М. Ляпунов, А.А. Марков, Н.И. Лузин, П.С. Александров, Л.С. Понтрягин, А.Я. Хинчин, А.И. Колмогоров и др. способствуют воспитанию чувства гордости за отечество, уважения к прошлому.
 
Использование человеческого фактора в преподавании имеет огромный воспитательный потенциал. Через рассказы о «нематематической» деятельности великих ученых можно привлечь внимание учащихся к общечеловеческим ценностям и культуре. Ученые-методисты давно пришли к выводу: элементы истории математики, которые являются эффективным средством возбуждения интереса у учащихся к предмету, являются одним из средств патриотического и интернационального воспитания учащихся.
 
К.Д. Ушинский отмечал, что деление по национальностям не всегда необходимо, что не может быть «французской математики, английского закона тяготения, немецкого закона химического сродства». Люди, которые творят науку, «обогащают весь мир истинами, которые остаются такими для всех народов».
 
Всего несколько минут на уроке на небольшую историческую справку не только оживят урок, вызовут дополнительный интерес детей, но и будут способствовать поликультурному образованию учеников.
 
Кто придумал язык математики
 
1) Черта, разделяющая члены дроби впервые появились у итальянского математика Леонардо Пизанского в 1202 году.
2) Заслуга введения десятичных дробей принадлежит самаркандскому математику Аль-Каши, а их европейским изобретателем в 1585 году стал голландский инженер Симон Стевин.
3) Запятую после целой части десятичной дроби предложил ставить немецкий ученый Иоганн Кеплер (1571-1630).
4) Знаки (+) и (-) впервые употребил немецкий математик Ян Видман.
5) Знак равенства (=) был впервые введен английским математиком Робертом Рикордоном.
6) Знаки умножения в виде точки (•) и деления в виде двух точек (:) впервые использовал немецкий ученый Готфрид Лейбниц в 1684 г. В 1675 г. Он же изобрел знаки интеграла и дифференциала.
7) Квадратные скобки впервые употребил в 1550 г. итальянский математик Рафаэль Бомбелли.
 
Приведу еще один пример исторической справки «О развитии понятия отрицательного числа» (приложение 1), который подтверждает огромный совместный вклад в развитие математики ученых разных стран и народов.
 
Если начать работу по использованию исторических сведений на уроках с 5 класса и проводить ее систематически, то со временем исторический элемент станет для самих учащихся необходимой частью урока. Продуманное планомерное использование на уроках фактов из истории науки и их тесное сплетение с систематическим изложением всего материала программы будет способствовать достижению целей, которые мы перед собой ставим.
 
Приложение 1
 
О развитии понятия отрицательного числа
 
Во 2 веке до нашей эры китайский учёный Чжан Цань написал книгу «Математика в девяти главах». На её страницах подводились итоги многовековой деятельности китайских математиков, которые жили в первом тысячелетии до нашей эры. В этой книге впервые в науке встречаются отрицательные числа. Полного и ясного понимания природы отрицательных чисел и правил действий над ними у Чжан Цаня не было. Каждое отрицательное число он понимал как долг, а положительное - как имущество.
 
Знак минус тогда не знали, и, чтобы отличить числа, выражающие долг, Чжан Цань писал их другими чернилами, чем числа, выражающие имущество (положительные).
 
Хотя китайские учёные и объясняли отрицательные числа как долг, всё же они избегали употребления их и стремились заменять условие задачи (как и греки), чтобы в итоге получилось решение положительное. Как не старались учёные избегать отрицательных чисел, называя их «абсурдными», «ложными», а жизнь ставила перед наукой новые и новые задачи, и всё чаще и чаще задачи эти приводили к отрицательным числам и в Китае, и в Индии, и в Европе.
 
В 7 веке индийский математик Брахмагупта (около 598 – 660гг.) правильно производил действия сложения и вычитания отрицательных чисел. Правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел впервые появляются у индийского математика 12 века Бхаскары.
 
Независимо от индийцев итальянский математик Леонардо Фибоначчи (Пизанский) в 12 веке также пришёл к мыслям, что отрицательные числа надо понимать в смысле, противоположном положительным. Позже отрицательными числами пользовались итальянские математики Лука Пачоли (1445 – 1514гг.) и Джероламо Кардано (1506 –1576гг.).
 
Немецкий математик Михаил Штифель впервые в 1554 году дал определение отрицательных чисел, как чисел «меньше, чем ничто», то есть меньше нуля. Это был очень большой шаг вперёд в деле обоснования отрицательных чисел. Он дал возможность рассматривать отрицательные числа не как долг, а совсем по-иному, по-новому. Однако и Штифель называл отрицательные числа «нелепыми».
 
В 17 веке великий французский учёный Рене Декарт предложил откладывать отрицательные числа на координатной оси влево от нуля. Нам сейчас кажется это таким простым и понятным, но, чтобы дойти до этой мысли, потребовалось восемнадцать веков работы учёной мысли от китайского учёного ЧжанЦаня до Декарта.
 
Дальнейшее развитие теории отрицательных чисел в конце 17 и 18 вв. связано с именами Ньютона (англичанин), Лейбница (немец) и Эйлера (швейцарец). Но и во второй половине 18 века многие математики, даже такие крупные учёные, как Даламбер и Карно, не признавали отрицательных чисел, называя их «ложными», недействительными. Они считали, что в математику не следует вводить отрицательные числа, а все действия должны сводиться исключительно к действиям с положительными числами.
 
Только в 19 веке отрицательные числа получили окончательное признание.
 
Интернет-источники
1. Проект концепции развития поликультурного образования в Российской Федерации http://минобрнауки.рф/
2. Поликультурное образование как часть педагогической культуры учителя http://festival.1september.ru/articles/582948/
 
Статья опубликована:
- в электронном журнале международного проекта «Банк Интернет-портфолио учителей».
Категория: Выступления, статьи | Просмотров: 2845 | Добавил: donial | Рейтинг: 5.0/27 |

Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Dogadova N.A. ©2009-2024
Перепечатка и использование материалов сайта http://donial.ru/ возможны только по предварительному согласованию