«Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить». К.Д. Ушинский.
«Всякая хорошо решённая задача доставляет умственное наслаждение». Г. Гессе.
В школьном курсе математики текстовые задачи занимают важное место. Задачи являются основным средством развития логического мышления, пространственного воображения, практического применения математических знаний в деятельности человека.
По мнению ученого-педагога И.В. Арнольда, большинство задач, наполняющих нынешние школьные учебники математики, губят интерес учащихся. Он назвал их «сухой ватой», которую изо дня в день заставляют жевать детей долгие годы и не все выдерживают это тяжкое испытание. И не только он, многие учителя считают, что фабула нынешних школьных задач должна существенно уйти от мелкой бытовой тематики, желательно, чтобы задача, кроме математического содержания имела бы еще какой-то общеобразовательный познавательный элемент, взятый из жизни.
Учеными установлено, что в младших классах, среднем звене при решении математических задач, имеющих неинтересные, не несущие какой-либо информации тексты, часто у учащихся наблюдается быстрое утомление, а вследствие этого – потеря интереса к решению задач. Каждый учитель знает, что многие учащиеся не любят решать задачи, понимают их плохо, хотя академик Ю.М. Колягин подсчитал, что школьники за время обучения в школе решают свыше 20000 задач. Возможно, одна из причин нелюбви детей к задачам кроется в отсутствии в школьных задачах познавательной жизненной информации.
Для привития интереса к задачам и формирования познавательной активности учащихся полезно использовать на уроках задачи с биологическим, географическим, историческим, литературным, экономическим, бытовым и сказочным сюжетом.
Для развития креативных способностей можно предложить школьникам самим составить задачи с «сюжетом», нарисовать иллюстрации к ним, правильно оформить решение. Затем отбирается несколько детских задач и проводится урок «Решения задач».
Предлагаю вашему вниманию подборку задач на один урок, составленных учащимися 5А и 5Б классов «Гимназии №32» г. Кургана.
Задача 1.
(Маставова Алина)
На двух полках лежат 25 книг.
Сколько книг лежит на каждой полке, если на одной из них на 7 книг меньше, чем на другой?
Задача 2.
(Данилов Святослав)
Папа старше сына в 4 раза.
Сколько лет каждому, если сын моложе отца на 33 года?
Задача 3.
(Терехов Георгий)
В трёх канистрах налито 150 л бензина.
В одной канистре на 30 л меньше, чем во второй и в 2 раза меньше, чем в третьей.
Сколько бензина в каждой канистре?
Задача 4.
(Галактионова Софья)
Учёный-химик приготовил раствор реактива и разлил его по двум колбам.
Известно, что во второй колбе раствора втрое больше, чем в первой.
Первая колба вместила на 300 миллилитров раствора меньше, чем вторая.
Какой объём раствора содержится в каждой колбе?
Задача 5.
(Петрова Юлия)
У некоторых акул насчитывается до 15 тысяч зубов.
Во вторую неделю у акулы выпало на 5 зубов больше, чем в первую, но в 10 раз меньше чем в третью неделю.
Сколько зубов выпадало у акулы в каждую из трёх недель, если всего у неё выпал 331 зуб?
Задача 6.
(Новикова Анна)
В магазин завезли булочки двух сортов: по 9 рублей и 10 рублей.
Булочек первого сорта на 5 меньше, чем второго сорта.
Сколько булочек каждого сорта завезли в магазин, если стоимость всех булочек составляет 487 рублей.