СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Реализуем новые стандарты образования
16:27
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК.
Реализуем новые стандарты образования Учитель математики МБОУ «Гимназия №32» г. Кургана Догадова Н.А. Презентация Слайд 1.
Слайд 2. Начну выступление со стихотворения Самуила Яковлевича Маршака.
Он взрослых изводил вопросом «Почему?»
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «Почему?»
При изучении математики ученикам часто сообщаются уже оформленные понятия, уже сформированные истины, уже готовые доказательства, а затем предлагаются задачи, для решения которых достаточно лишь применить известные факты. Без ответа остаётся вопрос: «А всё-таки, почему же именно так?» Следствиями такого обучения являются пассивность учащихся, леность ума, перегрузки, непрочные знания. Зубрежка формул, бездумное применение правил просто отвращает учеников.Многие дети сильно скучают на уроках.
Современное общество ждет от школы не «ходячей энциклопедией», а инициативных, творческих выпускников, умеющих мыслить нестандартно, способных применять свои знания на практике, способных ориентироваться в сложной ситуации, быстро и безошибочно принимать решения. Подготовить обучающихся к жизни в динамичном мире – значит вооружить их не только необходимыми знаниями, но и способами овладения ими. Однако эти умения не возникают сами собой, они является результатом большой кропотливой работы учителей и учащихся.
Слайд 3. Школа, пытаясь выполнить новый социальный заказ общества, вводит новые стандарты образования. По требованиям новых стандартов вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученикам приоритетной целью урока становится формирование и развитие умений учиться. Ученик должен самостоятельно уметь ставить цели, находить пути их реализации, уметь контролировать и научиться оценивать свои достижения.
В соответствии с новыми стандартами меняется подход к проектированию уроков.
Современный урок предусматривает новые роли: учителя как организатора и консультанта, ученика как активного исследователя. Деятельностный подход является основой стандартов второго поколения.
Признаки современного урока – исследовательская, эвристическая, проектная, дискуссионная, игровая деятельность. Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации, мозгового штурма.
Слайд 4.Девизами таких уроков могут служить такие слова:
Не мыслям надобно учить, а учить мыслить. (Э. Кант.)
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим. (Б. Паскаль.)
Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. (Д. Пойа.)
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Дай мне действовать самому и я научусь. (Конфуций.)
Слайд 5. Предлагаю вашему вниманию сценарий урока, который, надеюсь, в какой-то степени отвечает новым стандартам.Урок открытия нового знания в 6 классе по теме «Окружность. Длина окружности».
Современный урок предусматривает следующую позицию учителя – к классу не с ответом, а с вопросом, поэтому после сообщения темы ученикам предлагается поразмышлять над вопросами: Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Какова цель нашего урока?
Четыре года обучения в начальной школе для детей не проходит даром, они очень много знают, поэтому можно поинтересоваться у детей: Что вы уже знаете об окружности?
Слайд 6. Продолжить урок можно интересным фактом, взятым из известного романа английского писателя-фантаста Герберта Уэллса «Война миров», где рассказывается о вторжении на Землю марсиан. К счастью, для землян всё закончилось благополучно – марсиане умерли от земного вируса, против которого у них не было иммунитета. При изучении оставшейся от марсиан техники выяснилось, что в ней отсутствуют колёса и вообще вращающиеся детали.Для нас это кажется невероятным – в наше время почти весь мир передвигается на колёсах.
Тема нашего урока «Окружность», почему же я обратилась к интересному факту о колесе?
Слайд 7. Выслушиваются мнения детей и учитель подводит их к выводу, что окружность является моделью колеса, т.е. колесо – это окружность, встречающаяся в жизни.
Затем можно предложить детям привести другие примеры предметов, имеющих форму окружности, тем самым показать, связь темы с окружающим миром.
Слайд 8. Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому. Ученики под руководством учителя должны найти 2 способа определения длины окружности.
Дети легко находят первый способ – измерять её с помощью рулетки. Этот практический способ можно сразу применить для нахождения длин окружностей принесённых на урок предметов цилиндрической формы (стакана, кружки, вазочки, баночка из-под крема и т.п.).
Слайд 9. В поисках второго способа нахождения длины окружности организуется практическая работа исследовательского характера.
Слайд 10. Результатом этой работы является получение формулы для нахождения длины окружности. Использование формулы – это более быстрый и точный способ определения длины окружности. Нужно обязательно обсудить с учениками преимущества второго способа.
Слайд 11. Найденная формула позволяет счетчику пробега колеса мгновенно определять пройденный транспортом путь.
Кроме того, результатом практической работы является открытие удивительного числа .
Слайд 12. Затем школьникам предлагается работа с учебником, дополнительной литературой: справочниками, математическими энциклопедиями, можно воспользоваться услугами Интернета для поиска информации о числе .
Слайд 13. Число – иррациональное, оно выражается бесконечной непериодической десятичной дробью. Записать число полностью невозможно. На слайде представлены первые 1000 знаков после запятой числа . Ещё одна особенность состоит в том, что никакая последовательность этих цифр не повторяется.
Нас постоянно окружают числа. День рождения, счет в банке, номер телефона, номер паспорта и т.д. Оказывается, в числе Пи есть все эти числа. Любое число, как последовательность цифр, рано или поздно всё равно попадется в числе Пи. Есть гипотезы, предполагающие, что в данном числе в зашифрованном виде есть все написанные и ненаписанные книги, любая информация, которая когда-либо была или будет доступна людям. В том числе и различные предсказания – надо лишь их расшифровать.
Считаю, что каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
Слайд 14. На уроке уместно послушать мини-сообщение учащихся о мнемонических способах заучивания числа . Три первых цифры числа Пи запомнить несложно. А для запоминания большего числа знаков существуют забавные поговорки и стихи. Например, такое:
Нужно только постараться
И запомнить всё как есть:
Три, четырнадцать, пятнадцать,
Девяносто два и шесть.
Этот стишок позволяет запомнить 8 цифр числа . Существует множество других мнемонических способов заучивания этого числа.
Слайд 15. Фанаты числа соревнуются в попытках выучить как можно большее его цифр. Можно предложить ученикам в течение недели запоминать число , а затем провести конкурс.
Слайд 16. Ученики должны понимать, что формулы, изучаемые на уроках математики, физики, химии понадобятся для решения задач. Их нужно те просто знать, самое главное – уметь их применять.
Каждый учитель знает, что многие учащиеся не любят решать задачи, понимают их плохо, хотя академик Ю.М. Колягин подсчитал, что школьники за время обучения в школе решают свыше 20000 задач. Возможно, одна из причин нелюбви детей к задачам кроется в отсутствии в школьных задачах познавательной жизненной информации.
Даже в нашем учебнике, на обложке которого стоит знак соответствия новым стандартам, задачи по этой теме очень неинтересные. А почему бы не поместить в учебник такие задачи:
Задача 1. Вы измерили длина окружности ствола баобаба, она оказалась равна 25,2 м. Как, не спиливая дерева, определить его радиус?
Слайд 17. Задача 2. Окружность арены во всех цирках мира имеет длину 40,8 м. Найдите диаметр и площадь арены.
Слайд 18. Задача 3. Диаметр циферблата Кремлевских курантов 6,12 м, длина минутной стрелки 3,27 м. Какой путь проходит конец минутной стрелки курантов за час? (Ответы округлите до сотых долей метра). Найдите площадь циферблата.
Слайд 19. Задача 4. Диаметр основания царь-колокола, находящегося в Московском Кремле, равен 6,6 м. Найдите площадь основания. (Ответ округлите до сотых долей метра).
Слайд 20. Задача 5. Вообразите, что вы обошли землю по экватору. На сколько при этом верхушка вашей головы прошла более длинный путь, чем кончик вашей ноги?
Слайд 21. В конце урока нужно обязательно отвести время на осмысление учащимися своих достижений. Например, обсудить в парах или четвёрках что нового они узнали на уроке и задать вопрос по теме урока любому ученику из класса.
Сейчас не один открытый урок не обходится без рефлексии. На этом уроке она может быть такой. Выберите фразеологизм или пословицу, соответствующее вашему восприятию урока сегодня:
слышал краем уха,
хлопал ушами,
шевелил мозгами,
считал ворон
и т.п.
Слайд 22.Домашнее задание. Кроме заданий из учебника, можно предложить ученикам поисковое задание: Найти интересные факты о числа Пи. Для развития креативных способностей школьников можно предложить составить задачу с «сюжетом» по теме урока.
Так, что же такое современный урок? Это урок – познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, инициативность…